Целью работы является структурирование ценностных ориентаций, характерных для современных государственных служащих, сравнительный анализ профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае. Анализ мировоззренческих траекторий как российских, так и китайских студентов, получающих образование в России, представляет практический интерес для развития и совершенствования государственного управления и дальнейшего сотрудничества двух стран. Объектом исследования стал набор доминирующих ценностных ориентаций российских и китайских государственных служащих. В качестве эмпирической базы исследования использовались данные глубинного интервью со студентами N государственного университета г. Москвы. Отдельно была выделена группа китайских студентов. Использование дискурс-анализа в рамках исследования позволило показать соотношение личностных ценностных ориентаций и приоритетов государственных служащих; также проведен сравнительный анализ мнений российских и китайских студентов в отношении личных и профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае, рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается население в результате общения с государственными служащими, проанализирован образ государственного служащего, даны предложения по созданию правильного образа государственного служащего в рамках обучения студентов в высших учебных заведениях по направлению «Государственное и муниципальное управление», показано, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать их восприятие населением. Полученные данные позволили определить направления корректировки поведения государственных служащих с учетом их ценностных ориентаций, что, в свою очередь, будет способствовать более позитивному восприятию госслужащих в глазах общественности.
Идентификаторы и классификаторы
Современный мир находится в cостоянии системного кризиса – кризиса цифрового общества, глобализации, снижения доверия к информации, управления социальными системами. Новые вызовы и риски ставят перед органами государственной власти новые задачи и формируют новые цели. Изменение геополитической ситуации, расширение БРИКС, расширение зон сотрудничества России и Китая приводят к актуализации задачи повышения эффективности деятельности государственных служащих
Список литературы
1. Афонин А.И., Афонин И.Д., Солодилов А.В. Структурно-функциональный анализ профессионально важных качеств госслужащего // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 2. - С. 19-27. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-19-27 EDN: OKVRUI
2. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Академический проект. - 2010. - 351 с. ISBN: 978-5-8291-1239-4 EDN: QWYIVX
3. Бауман З. Текучая реальность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с. ISBN: 978-5-469-00034-1
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. - М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. - 323 с. ISBN: 5-85691-036-2
5. Бойко Е.А., Меньшова В.Н. Ценности государственной службы и гражданских служащих: перспективы для России // Власть. - 2015. - Том 23. - № 4. - С. 116-123. EDN: TPHVKR
6. Луман Н. Эволюция / Пер. с нем. А. Антоновский. - М: Издательство “Логос”. - 2005. - 256 с. EDN: PYJRSB
7. Резвая А.Д. Государственные служащие России и Китая: “братья навек” или истории о специфике? // Вестник Калмыцкого университета. - 2023. - № 2 (58). - С. 14-19.? ТАООАА. DOI: 10.53315/1995-0713-2023-58-2-14-19 EDN: TAOOAA
8. Севальнев В.В., Цирин А.М. Опыт лучших практик государственной службы Китая и России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 6 (73). - С. 153-159. DOI: 10.12737/art.2018.6.18 EDN: YTOYDB
9. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч.Вс. Иванова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с. (С. 103). ISBN: 5-04-008349-1
10. Тавокин Е.П. Государственные служащие (часть 2: Тенденции развития кадрового состава федеральной гражданской службы) // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №3 (97). - С. 5-17. EDN: NCGRGP
11. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избр. полит. статьи, выступления и интервью. - М., 2006. - 384 с. 5-910574-23-0. ISBN: 5-91057-423-0
12. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. - М.: Весь мир, 2022. - 880 с. ISBN: 978-5-7777-0856-4
13. Хао Л. Сравнительный анализ системы государственной службы Китая и России // Власть. - 2014. - Том 22. - № 8. - С. 174-179. EDN: SJXJIR
14. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Boston: Addison Wesley Publishing Company, - 1995. - 266 p.
15. Kaptein M. Ethics programs and ethical culture: A next step in unravelling their multi-faceted relationship. Journal of Business Ethics. 2008. № 89, P. 261-281. DOI: 10.1007/s10551-008-9998-3 EDN: CDLIJY
16. Laclau E. (1996) Emancipation(s). L.: Verso. - 124 s.
17. Mouffe Ch. (2006) On the Political. L.-N. Y.: Routledge, P. 8-21, 29-34.
18. Parker, C., Evans, A., Haller, L. (2008) The Ethical Infrastructure of Legal Practice Larger Law Firms: Values, Policy and Behaviour. UNSW Law Journal. no.31(1), p. 158-188. - URL: https://www.unswlawjournal.unsw.edu.au/article/the-ethical-infrastructure-of-legal-practice-in-larger-law-firms-values-policy-and-behaviour.
19. Stare, J., Klun, M. (2016) An analysis of the ethics infrastructure and ethical climate in Slovenian Public Administration. NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. no.2, p. 147-164. DOI: 10.1515/nispa-2016-0018
20. Sweeney, B., Arnold, D., Pierce, B. (2010) The Impact of Perceived Ethical Culture of the Firm and Demographic Variables on Auditors’ Ethical Evaluation and Intention to Act Decisions. Journal of Business Ethics. no.93, p. 531-551. DOI: 10.1007/s10551-009-0237-3 EDN: VGOMAD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения концепции циркулярной экономики в отраслях экономики субъектов Арктической зоны Российской Федерации с учётом роста общего количества бытовых и производственных отходов бизнес-структур и населения. Циркулярная экономика - новая экономическая модель, при которой вторичное сырье вовлекается в хозяйственный оборот, то есть цикл производства замыкается, что дает экономический и экологический эффект. Цель - обоснование целесообразности применения концепции циркулярной экономики для повышения эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. Объектом исследования является управление сферой обращения с отходами на основе концепции циркулярной экономики. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере обращения с отходами. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также теория стейкхолдерского подхода, концепция управления изменениями и стратегического менеджмента. В результате авторами исследования обоснована необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. В качестве перспективного инструмента циркулярной экономики предложена концепция создания экотехнопарков, для развития которой разработан комплекс организационно-управленческих и нормативно-законодательных мероприятий, среди которых выделена ключевая роль государственной поддержки и партнёрства органов государственной власти и бизнес-структур.
Приоритетное внимание к Арктической зоне России требует новых, проактивных подходов к государственному управлению развитием субъектов данной территории, которые должны учитывать не только уникальность и самобытность Севера, но и максимальную удовлетворенность интересов населения, в том числе коренных народов, бизнес-сообщества и их готовность к участию в управлении развитием территории. Цель - обоснование инструментария оценки эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации на основе системы сбалансированных показателей. Объектом исследования является государственное стратегическое управление развитием Арктической зоны Российской Федерации. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в системе стратегического развития территории. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также концепция системы сбалансированных показателей, теория стейкхолдерского подхода, стратегического управления. В результате авторами исследования предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности государственного стратегического управления и потенциала лояльности стейкхолдеров. Авторский подход основан на системе сбалансированных показателей, которые транслируются в карты стейкхолдеров. Выделены принципы, которые должны быть положены в основу реализации системы сбалансированных показателей в деятельности органов государственной власти.
Цель статьи - выявление периодизации развития регионального экономического планирования, критерием которой выступила степень регламентации плановой работы в регионах со стороны федерального центра и потребности самих регионов в стратегических документах, позволяющих разрешать ключевые проблемы территориального экономического развития. Указывается, что планирование выступает важнейшим фундаментом, благодаря которому происходит оптимальное распределение ресурсов, достижение общенациональных и региональных целей развития. В результате исследования определено шесть периодов развития регионального планирования в России: - период директивного регионального планирования в рамках советской экономики (1917-1991 годы) - время отсутствия широкой хозяйственной и плановой самодостаточности регионов; - период «провала планирования» (1991-1995 годы) - время широкой самостоятельности регионов и отказа от плановых механизмов; - период программных документов и инициатив регионов в планировании (1995-2002 годы) - время разработки стратегических планов снизу - по решению региональных органов власти, инициативных региональных организаций; - период роста внимания федерального центра к вопросам регионального планирования (2002-2014 годы) - разработка типовых макетов и рекомендаций к долгосрочным стратегическим планам регионов со стороны федерального центра; - период формирования системы регионального стратегического планирования (2014-2021 годы) - время появления обязательных требований и ориентиров для региональных плановых документов; - развитие тренда повышения управляемости региональным стратегированием и ростом технократичности (2020-2023 годы) - время конкретизации требований федерального центра к показателям региональных плановых документов. В заключении статьи представлен вывод о том, что на протяжении последних десятилетий в России наблюдаются процессы роста управляемости регионального планирования за счет внедрения конкретных требований и ориентиров, а также механизмов, инструментов, которые должны способствовать гармонизации плановых показателей федерального центра и регионов.
В современном российском обществе социальные сети стали значимым каналом связи органов власти и населения. Благодаря анализу социальных сетей стало возможным оценивать реакции жителей в реальном времени и выявлять наиболее острые социальные проблемы. В этой связи актуальным становится изучение непосредственного участия населения в практике принятия управленческих решений. Цель - определить эффективность взаимодействия органов власти и населения в социальных сетях. Методология и методы: в статье представлены результаты второй волны анализа данных социальной сети «ВКонтакте» в условиях реализации национальных проектов. Оценка взаимодействия органов власти с населением проводилась по трем основным критериям: исполнению национальных проектов, роли населения в принятии решений, а также наличию элементов коммуникации. Результаты сравнительного исследования (2020 и 2023 гг.) указывают на наличие ряда формальных изменений в организации их взаимодействия. Тем не менее реальная коммуникация между региональной властью и населением остается по-прежнему малоэффективной.
В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).
Актуальные глобальные трансформации характеризуются не просто комплексным изменением баланса сил в мировой политике и экономике, но и как минимум частичным изменением архитектуры, организационного каркаса политических и экономических отношений на глобальном и региональном уровне. Отчасти это связано с тем, что в силу объективных и субъективных причин не удалось запустить механизм «договорного» и эволюционного демонтажа геоэкономической американоцентричности, в результате чего эти процессы начали носить не просто политический, а военно-силовой характер. Главным вопросом, однако, является то, насколько в рамках нынешнего цикла трансформаций на глобальном уровне удастся сохранить те надпространственные системы, которые, будучи в основе своей американоцентричными, обеспечивали американоцентричность последней версии глобализации в целом. Возникает любопытная диалектика развития актуальных глобальных трансформаций, говорящая, что одной из их важнейших черт, если не доминирующих, является «откат» к парадигмам развития, характерным для более ранних исторических (социально-исторических и культурно-исторических) эпох, что фактически означает с концептуальной точки зрения разрыв связи не только культурного и политического, но и экономического модерна с доминирующим сейчас в мире коллективного Запада постмодерном. Это предопределяет революционность изменений в организации политических и экономических отношений, в частности возможности разрыва существующих отношений экономической взаимозависимости, а также принципиальную невозможность возврата к ситуации начала 2020-х годов даже при неблагоприятном для стран, придерживающихся антизападных позиций, прежде всего России и Китая, развитии военно-политических процессов.
Цель статьи - обобщение позиций современных отечественных ученых по ключевым проблемам развития гражданской службы, оценку того, как решались указанные проблемы в последние годы на нормативно-правовом уровне, и выработку рекомендаций по дальнейшим направлениям развития. Применены институциональный подход, методы библиометрического анализа научных публикаций и предметно-тематической классификации по ключевым (тезаурусным) словам. Метод сравнительного правового анализа применен для оценки степени выполнения задач, поставленных в «Основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ» и планах по их реализации в 2016-2018 и 2019-2021 гг. Предложения по развитию института гражданской службы РФ сформулированы с применением методов правового моделирования и мысленного эксперимента. Выработаны предложения, связанные, в частности, с выделением статуса должностного лица в качестве квалифицирующего признака при корректировке законодательства о гражданской службе, а также с распространением статуса публичных должностных лиц на все типы организаций публичного сектора. Потенциал цифровой трансформации предлагается использовать для фиксации связи между объемом и качеством реализации государственных функций (полномочий), с одной стороны, и числом должностей гражданской службы, и бюджетными расходами на их финансирование, с другой.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832