В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).
Идентификаторы и классификаторы
В условиях шестого технологического уклада под колоссальным воздействием санкций в России выстраивается собственная социально-экономическая система и соответствующая политика. Основные цели последней – повышение национального благосостояния, улучшение условий труда граждан, а также реализация принципов социальной справедливости (ст. 7 Конституции РФ). Решение этих вопросов невозможно без развития экономики государства, которая, в свою очередь, также направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни человека. Соответственно, социальная политика и экономика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, а повышение эффективности использования человеческих ресурсов становится важнейшим условием социальноэкономического развития любой территории (или государства).
Список литературы
1. Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России. Взлёты и падения. Возможности и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 6. - С. 14-46. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-6-14-46 EDN: AUNOGA
2. Вертакова, Ю.В. Региональная социально-экономическая политика / Ю.В. Вертакова, И.Е. Рисин, Н.С. Трусова. - Москва: КНОРУС, 2023. - 276 с. ISBN: 978-5-406-11124-6
3. Задорожнева Ю.В. Механизм реализации региональной социально-экономической политики // Перспективы науки. - 2011. - № 7 (22). - С. 194-198. - ОЗКИБП. - ID:17805033. EDN: OZQIBP
4. Леонова, О.В. Теоретический концепт развития в практиках социально-экономической политики: федеральный и региональный уровень // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 2. - С. 88-113. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-2-88-113 EDN: WWLDCA
5. Минаев, Н.Н., Волчкова, И.В., Уфимцева, Е.В., Добрынина, О.И., Жарова, Е.А. Критический анализ и тенденции реализации “новой” социально-экономической политики России в контексте глобальных вызовов // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - Т. 18, - № 1. - С. 33-47. DOI: 10.24891/re.18.1.33 EDN: VSQXPV
6. Силантьев А.Ю. Социально-экономическая политика России - 2024. - M: ЦСОиП, 2020. - 80 с.
7. Хамалинская В.В., Гузь Н.А. Государственная политика в области управления социально-экономическими процессами в современной России // Сибирская финансовая школа. - 2023. - № 1 (149). - С.115-120. EDN: RSMONE
8. Dabrowski, M (2023) Thirty years of economic transition in the former Soviet Union: Microeconomic and institutional dimensions.Russian Journal of Economics 9(1): 1-32. -. DOI: 10.32609/j.ruje.9.104761 EDN: FQVBPR
9. Graziano, P. The politics of the EU eco-social policies. Eur Polit Sci (2023). DOI: 10.1057/s41304-023-00455-4
10. Kordonsky, S. (2016) Socio-Economic Foundations of the Russian Post-Soviet Regime Columbia University Press. - 220 p.
11. Morris, Jeremy. (2018). Socio-Economic Foundations of the Russian Post-Soviet Regime. The Resource-Based Economy and Estate-Based Social Structure of Contemporary Russia. Europe-Asia Studies. 70. - Р.1171-1172. DOI: 10.1080/09668136.2018.1503889
12. Pfau-Effinger, Birgit & Grages, Christopher. (2021). Social Policy. DOI: 10.1515/9783110627275-029
13. Rogachev, A. & Briskin, E. & Kozlova, L. & Melikhova, E. (2021). Modeling the evolution of socio-economic systems using the methods of stability theory. January 2021. SHS Web of Conferences 94(2):01038. -. DOI: 10.1051/shsconf/20219401038 EDN: XNROKI
14. Sancak, Ercan & Can, Nurettin. (2012). The economic-political relations of post-soviet Russia in Eurasia region. 423-442. - https://www.researchgate.net/publication/328937516_THE_ECONOMIC-POLITICAL_RELATIONS_OF_POST-SOVIET_RUSSIA_IN_EURASIA_REGION.
15. Terziev, V., Georgiev M., (2020). The social policy from a contemporary perspective. The 26th International Conference The Knowledge-Based Organization, pp.1023-1029. ISBN: ISSN 1857-923X. - URL:https://www.researchgate.net/publication/342551851_The_social_policy_from_a_contemporary_perspective (https://mail.yandex.ru/re.jsx?h=a,ryZUwcZou4BjH8ldyRI_cQ&l=aHR0cHM6Ly93d3cucmVzZWFyY2hnYXRlLm5ldC9wdWJsaWNhdGlvbi8zNDI1NTE4NTFfVGhlX3NvY2lhbF9wb2xpY3lfZnJvbV9hX2NvbnRlbXBvcmFyeV9wZXJzcGVjdGl2ZQ).
16. Tikhomirov, V. (2000) The political economy of post-Soviet Russia. - Basingstoke (Hants.);New York: Palgrave, Cop.- XII, 360 с.
17. Timofeyev, Y. and Timofeyeva, G, Efficiency of State Social Policy in Russia (2010). Global Business & Economics Anthology, Vol. 1, №. 2, pp. 217-224.
18. Tsaurkubule, Zhanna. (2018). The impact of socio-economic policy of Latvia on the preservation of human resources in the context of European integration. Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wrocławiu. 119-127. DOI: 10.15611/pn.2018.537.11
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения концепции циркулярной экономики в отраслях экономики субъектов Арктической зоны Российской Федерации с учётом роста общего количества бытовых и производственных отходов бизнес-структур и населения. Циркулярная экономика - новая экономическая модель, при которой вторичное сырье вовлекается в хозяйственный оборот, то есть цикл производства замыкается, что дает экономический и экологический эффект. Цель - обоснование целесообразности применения концепции циркулярной экономики для повышения эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. Объектом исследования является управление сферой обращения с отходами на основе концепции циркулярной экономики. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере обращения с отходами. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также теория стейкхолдерского подхода, концепция управления изменениями и стратегического менеджмента. В результате авторами исследования обоснована необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. В качестве перспективного инструмента циркулярной экономики предложена концепция создания экотехнопарков, для развития которой разработан комплекс организационно-управленческих и нормативно-законодательных мероприятий, среди которых выделена ключевая роль государственной поддержки и партнёрства органов государственной власти и бизнес-структур.
Приоритетное внимание к Арктической зоне России требует новых, проактивных подходов к государственному управлению развитием субъектов данной территории, которые должны учитывать не только уникальность и самобытность Севера, но и максимальную удовлетворенность интересов населения, в том числе коренных народов, бизнес-сообщества и их готовность к участию в управлении развитием территории. Цель - обоснование инструментария оценки эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации на основе системы сбалансированных показателей. Объектом исследования является государственное стратегическое управление развитием Арктической зоны Российской Федерации. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в системе стратегического развития территории. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также концепция системы сбалансированных показателей, теория стейкхолдерского подхода, стратегического управления. В результате авторами исследования предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности государственного стратегического управления и потенциала лояльности стейкхолдеров. Авторский подход основан на системе сбалансированных показателей, которые транслируются в карты стейкхолдеров. Выделены принципы, которые должны быть положены в основу реализации системы сбалансированных показателей в деятельности органов государственной власти.
Цель статьи - выявление периодизации развития регионального экономического планирования, критерием которой выступила степень регламентации плановой работы в регионах со стороны федерального центра и потребности самих регионов в стратегических документах, позволяющих разрешать ключевые проблемы территориального экономического развития. Указывается, что планирование выступает важнейшим фундаментом, благодаря которому происходит оптимальное распределение ресурсов, достижение общенациональных и региональных целей развития. В результате исследования определено шесть периодов развития регионального планирования в России: - период директивного регионального планирования в рамках советской экономики (1917-1991 годы) - время отсутствия широкой хозяйственной и плановой самодостаточности регионов; - период «провала планирования» (1991-1995 годы) - время широкой самостоятельности регионов и отказа от плановых механизмов; - период программных документов и инициатив регионов в планировании (1995-2002 годы) - время разработки стратегических планов снизу - по решению региональных органов власти, инициативных региональных организаций; - период роста внимания федерального центра к вопросам регионального планирования (2002-2014 годы) - разработка типовых макетов и рекомендаций к долгосрочным стратегическим планам регионов со стороны федерального центра; - период формирования системы регионального стратегического планирования (2014-2021 годы) - время появления обязательных требований и ориентиров для региональных плановых документов; - развитие тренда повышения управляемости региональным стратегированием и ростом технократичности (2020-2023 годы) - время конкретизации требований федерального центра к показателям региональных плановых документов. В заключении статьи представлен вывод о том, что на протяжении последних десятилетий в России наблюдаются процессы роста управляемости регионального планирования за счет внедрения конкретных требований и ориентиров, а также механизмов, инструментов, которые должны способствовать гармонизации плановых показателей федерального центра и регионов.
Целью работы является структурирование ценностных ориентаций, характерных для современных государственных служащих, сравнительный анализ профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае. Анализ мировоззренческих траекторий как российских, так и китайских студентов, получающих образование в России, представляет практический интерес для развития и совершенствования государственного управления и дальнейшего сотрудничества двух стран. Объектом исследования стал набор доминирующих ценностных ориентаций российских и китайских государственных служащих. В качестве эмпирической базы исследования использовались данные глубинного интервью со студентами N государственного университета г. Москвы. Отдельно была выделена группа китайских студентов. Использование дискурс-анализа в рамках исследования позволило показать соотношение личностных ценностных ориентаций и приоритетов государственных служащих; также проведен сравнительный анализ мнений российских и китайских студентов в отношении личных и профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае, рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается население в результате общения с государственными служащими, проанализирован образ государственного служащего, даны предложения по созданию правильного образа государственного служащего в рамках обучения студентов в высших учебных заведениях по направлению «Государственное и муниципальное управление», показано, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать их восприятие населением. Полученные данные позволили определить направления корректировки поведения государственных служащих с учетом их ценностных ориентаций, что, в свою очередь, будет способствовать более позитивному восприятию госслужащих в глазах общественности.
В современном российском обществе социальные сети стали значимым каналом связи органов власти и населения. Благодаря анализу социальных сетей стало возможным оценивать реакции жителей в реальном времени и выявлять наиболее острые социальные проблемы. В этой связи актуальным становится изучение непосредственного участия населения в практике принятия управленческих решений. Цель - определить эффективность взаимодействия органов власти и населения в социальных сетях. Методология и методы: в статье представлены результаты второй волны анализа данных социальной сети «ВКонтакте» в условиях реализации национальных проектов. Оценка взаимодействия органов власти с населением проводилась по трем основным критериям: исполнению национальных проектов, роли населения в принятии решений, а также наличию элементов коммуникации. Результаты сравнительного исследования (2020 и 2023 гг.) указывают на наличие ряда формальных изменений в организации их взаимодействия. Тем не менее реальная коммуникация между региональной властью и населением остается по-прежнему малоэффективной.
Актуальные глобальные трансформации характеризуются не просто комплексным изменением баланса сил в мировой политике и экономике, но и как минимум частичным изменением архитектуры, организационного каркаса политических и экономических отношений на глобальном и региональном уровне. Отчасти это связано с тем, что в силу объективных и субъективных причин не удалось запустить механизм «договорного» и эволюционного демонтажа геоэкономической американоцентричности, в результате чего эти процессы начали носить не просто политический, а военно-силовой характер. Главным вопросом, однако, является то, насколько в рамках нынешнего цикла трансформаций на глобальном уровне удастся сохранить те надпространственные системы, которые, будучи в основе своей американоцентричными, обеспечивали американоцентричность последней версии глобализации в целом. Возникает любопытная диалектика развития актуальных глобальных трансформаций, говорящая, что одной из их важнейших черт, если не доминирующих, является «откат» к парадигмам развития, характерным для более ранних исторических (социально-исторических и культурно-исторических) эпох, что фактически означает с концептуальной точки зрения разрыв связи не только культурного и политического, но и экономического модерна с доминирующим сейчас в мире коллективного Запада постмодерном. Это предопределяет революционность изменений в организации политических и экономических отношений, в частности возможности разрыва существующих отношений экономической взаимозависимости, а также принципиальную невозможность возврата к ситуации начала 2020-х годов даже при неблагоприятном для стран, придерживающихся антизападных позиций, прежде всего России и Китая, развитии военно-политических процессов.
Цель статьи - обобщение позиций современных отечественных ученых по ключевым проблемам развития гражданской службы, оценку того, как решались указанные проблемы в последние годы на нормативно-правовом уровне, и выработку рекомендаций по дальнейшим направлениям развития. Применены институциональный подход, методы библиометрического анализа научных публикаций и предметно-тематической классификации по ключевым (тезаурусным) словам. Метод сравнительного правового анализа применен для оценки степени выполнения задач, поставленных в «Основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ» и планах по их реализации в 2016-2018 и 2019-2021 гг. Предложения по развитию института гражданской службы РФ сформулированы с применением методов правового моделирования и мысленного эксперимента. Выработаны предложения, связанные, в частности, с выделением статуса должностного лица в качестве квалифицирующего признака при корректировке законодательства о гражданской службе, а также с распространением статуса публичных должностных лиц на все типы организаций публичного сектора. Потенциал цифровой трансформации предлагается использовать для фиксации связи между объемом и качеством реализации государственных функций (полномочий), с одной стороны, и числом должностей гражданской службы, и бюджетными расходами на их финансирование, с другой.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832