В современном российском обществе социальные сети стали значимым каналом связи органов власти и населения. Благодаря анализу социальных сетей стало возможным оценивать реакции жителей в реальном времени и выявлять наиболее острые социальные проблемы. В этой связи актуальным становится изучение непосредственного участия населения в практике принятия управленческих решений. Цель - определить эффективность взаимодействия органов власти и населения в социальных сетях. Методология и методы: в статье представлены результаты второй волны анализа данных социальной сети «ВКонтакте» в условиях реализации национальных проектов. Оценка взаимодействия органов власти с населением проводилась по трем основным критериям: исполнению национальных проектов, роли населения в принятии решений, а также наличию элементов коммуникации. Результаты сравнительного исследования (2020 и 2023 гг.) указывают на наличие ряда формальных изменений в организации их взаимодействия. Тем не менее реальная коммуникация между региональной властью и населением остается по-прежнему малоэффективной.
Идентификаторы и классификаторы
С 2018 года в Российской Федерации идет активная реализация национальных проектов, утвержденных президентским указом. Срок исполнения этих проектов был продлен с 2024 до 2030 года. Одним из ключевых требований для успешной реализации национальных проектов (далее – НП) является осуществление эффективной обратной связи между органами власти и населением. В данном контексте необходимо создавать коммуникационные площадки для обсуждения социальных вопросов, возникающих в процессе исполнения национальных проектов в различных регионах России. Поэтому важно развивать новые формы коммуникации с использованием современных цифровых технологий между теми, кто принимает решения, и теми, на кого эти решения влияют
Список литературы
1. Богданов В. С., Смирнова А. С. Проблема социологического измерения социально-сетевого группообразования в условиях реализации национальных проектов // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6, № 4. - С. 146-168. EDN: VZCQIS
2. Володенков С. В. Трансформация современных политических процессов в условиях цифровизации общества: ключевые сценарии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13, № 2. - С. 6-25. EDN: MNPUER
3. Градосельская Г. В., Карпов И. А., Щеглова Т. Е. Картирование политически активных групп в фейсбуке: динамика 2013-2018 гг. // Вопросы кибербезопасности. - 2019. - № 4 (32). - С. 94-104. 10.21681/2311-3456-2019-4-94-104. DN. DOI: 10.21681/2311-3456-2019-4-94-104.EDN EDN: GVJAWS
4. Лапин Н. И. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы: коллективный научный труд / сост. и отв. ред. чл.-корр. РАН Н. И. Лапин. - Москва: Весь Мир, 2016. - 360 с. EDN: YRJCJX
5. Сети 4.0. Управление сложностью // Сборник статей по материалам международных научно-практических конференций, состоявшихся в Москве в 2018-2019 годах. - Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2020. - 132 с.
6. Сморгунов Л. В. Цифровизация и сетевая эффективность государственной управляемости // Политическая наука. - 2021. - № 3. - С. 13-36. EDN: KHMUCH
7. Федуненко Е. “ВКонтакте” интегрируют с “Госуслугами” // Коммерсант. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5572519 (дата обращения: 10.09.2023).
8. Bennett W. L., Pfetsch B. Rethinking Political Communication in a Time of Disrupted Public Spheres. Journal of Communication. - 2018. - 68(2). - P. 243 - 253.
9. Khosravinik M. Social Media Techno-Discursive Design, Affective Communication and Contemporary Politics. Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. - 2018. - Vol. 11, No. 4. - P. 427 - 442. EDN: KCKMOA
10. Parés M., Bonet-Martí J., Martí-Costa M. Does Participation Really Matter in Urban Regeneration Policies? Exploring Governance Networks in Catalonia (Spain). Urban Affairs Review. - 2011. - 48 (2). - P. 238 - 271.
11. Recommendation of the Council on Digital Government Strategies. Adopted by the OECD Council on 15 July 2014 // OECD. - URL: https://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения концепции циркулярной экономики в отраслях экономики субъектов Арктической зоны Российской Федерации с учётом роста общего количества бытовых и производственных отходов бизнес-структур и населения. Циркулярная экономика - новая экономическая модель, при которой вторичное сырье вовлекается в хозяйственный оборот, то есть цикл производства замыкается, что дает экономический и экологический эффект. Цель - обоснование целесообразности применения концепции циркулярной экономики для повышения эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. Объектом исследования является управление сферой обращения с отходами на основе концепции циркулярной экономики. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере обращения с отходами. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также теория стейкхолдерского подхода, концепция управления изменениями и стратегического менеджмента. В результате авторами исследования обоснована необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности обращения с отходами на территории Арктической зоны Российской Федерации. В качестве перспективного инструмента циркулярной экономики предложена концепция создания экотехнопарков, для развития которой разработан комплекс организационно-управленческих и нормативно-законодательных мероприятий, среди которых выделена ключевая роль государственной поддержки и партнёрства органов государственной власти и бизнес-структур.
Приоритетное внимание к Арктической зоне России требует новых, проактивных подходов к государственному управлению развитием субъектов данной территории, которые должны учитывать не только уникальность и самобытность Севера, но и максимальную удовлетворенность интересов населения, в том числе коренных народов, бизнес-сообщества и их готовность к участию в управлении развитием территории. Цель - обоснование инструментария оценки эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации на основе системы сбалансированных показателей. Объектом исследования является государственное стратегическое управление развитием Арктической зоны Российской Федерации. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур и населения субъектов Арктической зоны Российской Федерации в системе стратегического развития территории. Методология исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, а также концепция системы сбалансированных показателей, теория стейкхолдерского подхода, стратегического управления. В результате авторами исследования предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности государственного стратегического управления и потенциала лояльности стейкхолдеров. Авторский подход основан на системе сбалансированных показателей, которые транслируются в карты стейкхолдеров. Выделены принципы, которые должны быть положены в основу реализации системы сбалансированных показателей в деятельности органов государственной власти.
Цель статьи - выявление периодизации развития регионального экономического планирования, критерием которой выступила степень регламентации плановой работы в регионах со стороны федерального центра и потребности самих регионов в стратегических документах, позволяющих разрешать ключевые проблемы территориального экономического развития. Указывается, что планирование выступает важнейшим фундаментом, благодаря которому происходит оптимальное распределение ресурсов, достижение общенациональных и региональных целей развития. В результате исследования определено шесть периодов развития регионального планирования в России: - период директивного регионального планирования в рамках советской экономики (1917-1991 годы) - время отсутствия широкой хозяйственной и плановой самодостаточности регионов; - период «провала планирования» (1991-1995 годы) - время широкой самостоятельности регионов и отказа от плановых механизмов; - период программных документов и инициатив регионов в планировании (1995-2002 годы) - время разработки стратегических планов снизу - по решению региональных органов власти, инициативных региональных организаций; - период роста внимания федерального центра к вопросам регионального планирования (2002-2014 годы) - разработка типовых макетов и рекомендаций к долгосрочным стратегическим планам регионов со стороны федерального центра; - период формирования системы регионального стратегического планирования (2014-2021 годы) - время появления обязательных требований и ориентиров для региональных плановых документов; - развитие тренда повышения управляемости региональным стратегированием и ростом технократичности (2020-2023 годы) - время конкретизации требований федерального центра к показателям региональных плановых документов. В заключении статьи представлен вывод о том, что на протяжении последних десятилетий в России наблюдаются процессы роста управляемости регионального планирования за счет внедрения конкретных требований и ориентиров, а также механизмов, инструментов, которые должны способствовать гармонизации плановых показателей федерального центра и регионов.
Целью работы является структурирование ценностных ориентаций, характерных для современных государственных служащих, сравнительный анализ профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае. Анализ мировоззренческих траекторий как российских, так и китайских студентов, получающих образование в России, представляет практический интерес для развития и совершенствования государственного управления и дальнейшего сотрудничества двух стран. Объектом исследования стал набор доминирующих ценностных ориентаций российских и китайских государственных служащих. В качестве эмпирической базы исследования использовались данные глубинного интервью со студентами N государственного университета г. Москвы. Отдельно была выделена группа китайских студентов. Использование дискурс-анализа в рамках исследования позволило показать соотношение личностных ценностных ориентаций и приоритетов государственных служащих; также проведен сравнительный анализ мнений российских и китайских студентов в отношении личных и профессиональных качеств государственных служащих в России и Китае, рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается население в результате общения с государственными служащими, проанализирован образ государственного служащего, даны предложения по созданию правильного образа государственного служащего в рамках обучения студентов в высших учебных заведениях по направлению «Государственное и муниципальное управление», показано, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать их восприятие населением. Полученные данные позволили определить направления корректировки поведения государственных служащих с учетом их ценностных ориентаций, что, в свою очередь, будет способствовать более позитивному восприятию госслужащих в глазах общественности.
В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).
Актуальные глобальные трансформации характеризуются не просто комплексным изменением баланса сил в мировой политике и экономике, но и как минимум частичным изменением архитектуры, организационного каркаса политических и экономических отношений на глобальном и региональном уровне. Отчасти это связано с тем, что в силу объективных и субъективных причин не удалось запустить механизм «договорного» и эволюционного демонтажа геоэкономической американоцентричности, в результате чего эти процессы начали носить не просто политический, а военно-силовой характер. Главным вопросом, однако, является то, насколько в рамках нынешнего цикла трансформаций на глобальном уровне удастся сохранить те надпространственные системы, которые, будучи в основе своей американоцентричными, обеспечивали американоцентричность последней версии глобализации в целом. Возникает любопытная диалектика развития актуальных глобальных трансформаций, говорящая, что одной из их важнейших черт, если не доминирующих, является «откат» к парадигмам развития, характерным для более ранних исторических (социально-исторических и культурно-исторических) эпох, что фактически означает с концептуальной точки зрения разрыв связи не только культурного и политического, но и экономического модерна с доминирующим сейчас в мире коллективного Запада постмодерном. Это предопределяет революционность изменений в организации политических и экономических отношений, в частности возможности разрыва существующих отношений экономической взаимозависимости, а также принципиальную невозможность возврата к ситуации начала 2020-х годов даже при неблагоприятном для стран, придерживающихся антизападных позиций, прежде всего России и Китая, развитии военно-политических процессов.
Цель статьи - обобщение позиций современных отечественных ученых по ключевым проблемам развития гражданской службы, оценку того, как решались указанные проблемы в последние годы на нормативно-правовом уровне, и выработку рекомендаций по дальнейшим направлениям развития. Применены институциональный подход, методы библиометрического анализа научных публикаций и предметно-тематической классификации по ключевым (тезаурусным) словам. Метод сравнительного правового анализа применен для оценки степени выполнения задач, поставленных в «Основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ» и планах по их реализации в 2016-2018 и 2019-2021 гг. Предложения по развитию института гражданской службы РФ сформулированы с применением методов правового моделирования и мысленного эксперимента. Выработаны предложения, связанные, в частности, с выделением статуса должностного лица в качестве квалифицирующего признака при корректировке законодательства о гражданской службе, а также с распространением статуса публичных должностных лиц на все типы организаций публичного сектора. Потенциал цифровой трансформации предлагается использовать для фиксации связи между объемом и качеством реализации государственных функций (полномочий), с одной стороны, и числом должностей гражданской службы, и бюджетными расходами на их финансирование, с другой.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832