Тема статьи - взаимосвязь прошлого и будущего - связана с попыткой ответить на вопрос: зачем нужно и нужно ли обращение к своему собственному прошлому? Актуальность данной темы связана с радикальными изменениями, произошедшими за последние годы в жизни общества, с обострением вопроса о будущем человечества и, соответственно, вопроса о его прошлом. По мнению автора, эта необходимость является не только следствием морально-нравственного выбора каждого из нас, но, прежде всего, имеет философско-методологические основания, укорененные в собственном бытии человека, с одной стороны, и в познавательных особенностях гуманитарных наук, с другой стороны. Эти основания и особенности раскрываются автором на примерах трех основных тезисов. Во-первых, опираясь на высказывание основателя философии гуманитарных наук В. Дильтея, «минувшее выступает как момент сегодняшнего исторического сознания», автор пытается доказать, что прошлое - это не только то, что было, это то, что так или иначе продолжает существовать в нашем настоящем и влиять на него. Во-вторых, размышляя над фразой Г. Г. Гадамера - «не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории», - автор показывает, что обращение к прошлому является сущностной необходимостью человеческого бытия, так как человек - это и есть его собственная история. В-третьих, показано, что такое обращение к собственному прошлому не может быть осуществлено с помощью влиятельной на рубеже XIX-XX вв. «теории вчувствования», а скорее напоминает «познание познанного» - знаменитый лозунг филологических наук XIX в. в работах А. Бека и ХХ в. в работах Г. О. Винокура, продолжающих сохранять свою актуальность и для философии гуманитарных наук как таковых сегодня.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
В последнее время в исследовательской литературе и различных дискуссиях в средствах массовой информации широко обсуждаются различные варианты проблематизации будущего: от политических дебатов о будущем конкретных стран или регионов до глобальных разговоров о будущем всего человечества. Обострение подобных дискуссий о будущем, конечно, связано с теми радикальными изменениями, которые произошли в последнее время в самом общественно-историческом бытии и продолжают происходить на наших глазах. Сама радикальность этих изменений не может не вызывать чувство тревоги, которое еще в 1965 г. Э. Тоффлер в статье, которая потом выросла в знаменитую книгу, обозначил как «футурошок», или «шок будущего» для «описания разрушительного стресса и дезориентации, которые вызывают у индивидов слишком большие перемены, происходящие за столь короткое время».
Список литературы
1. Августин А. Исповедь / пер. с лат. М. Е. Сергеенко. СПб.: Азбука-классика, 2008. 400 с.
2. Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / пер. с англ. и нем. Д. Аронсона. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 416 с.
3. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680.
4. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х гг. / редакторы тома: С. Г. Бочаров, Л. А. Гоготишвили. М.: Русские словари, 1997. С. 7-10.
5. Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции “Нового мира” // Бахтин. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. С. 328-335. EDN: VQMUFP
6. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / пер. с итал. и комм. А. А. Губера; вступ. ст. Ю. В. Ивановой, П. В. Соколова. М.: РИПОЛ классик, 2018. 704 с.
7. Винокур Г. О. Введение в изучение филологических наук // Винокур. Введение в изучение филологических наук. Собрание трудов / сост. и сопроводит. статьи С. И. Гиндина. М.: Лабиринт, 2000. С. 8-80.
8. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
9. Гадамер Г. Г. Философские основания ХХ века // Гадамер. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 16-26.
10. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт. Сочинения. СПб.: Наука, 2006. С. 93-131.
11. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Дильтей. Собр. соч. Т. 1 / пер. с нем. под ред. В. С. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 267-727.
12. Дройзен И. Г. Очерк историки // Дройзен. Историка. СПб.: Владимир Даль, 2004. С. 451-501.
13. Иванова Ю. В., Соколов П. В. Кроме Декарта: размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. Гуманитарные дисциплины: научная монография. М.: Квадрига, 2011. 304 с.
14. Махлин В. Л. Филология и современность: Вико, Ауэрбах и мы // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 131-144. EDN: DNKNFE
15. Махлин В. Л. Философия гуманитарных наук // Философия науки. Методология и история конкретных наук: учебное пособие (книга для чтения) / коллектив авторов. М.: Канон+: Реабилитация, 2007. С. 194-220.
16. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 557 с.
17. Федоров А. А. Производство будущего. Мир “двойного двоеточия”. СПб.: Гуманитарная академия, 2023. 496 с.
18. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // А. В. Михайлов. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 351-389.
19. Хайдеггер М. Понятие времени // Хайдеггер. Понятие времени / пер. с нем. А. П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль, 2021. С. 8-138.
20. Шлегель Ф. Идеи // Шлегель. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. С. 358-364.
21. Шлегель Ф. Фрагменты // Шлегель. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. С. 290-316.
22. Штайн Э. К проблеме вчувствования // Антология реалистической феноменологии / под ред. Д. Атласа и В. Куренного. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 657-693.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях современных идеологических и информационных вызовов важно находить привлекательные формы и методы актуализации, воспитания традиционных ценностей у молодежи. Цель исследования - изучить возможности применения метода photovoice (фотоголос) в сочетании с подходами смыслотворчества (sensemaking, Meaning-Making) для организации результативной воспитательной работы, описать алгоритм применения метода и выполнить исследование с использованием метода фотоголос по выявлению смысловых характеристик традиционных ценностей (патриотизм, гуманизм и гражданственность) в представлениях студенческой молодежи для оценки практической возможности применения теоретических результатов исследования в воспитательной работе.
Основными методами исследования явились анализ научных трудов по исследуемой проблеме, сравнительно-педагогический анализ опыта, фотоголос.
В статье представлен алгоритм применения метода photovoice во взаимодействии с подходом sensеmaking в изучении, выявлении и формировании смысловых характеристик традиционных ценностей. На примере результатов исследования с участием студентов российского (Вятский государственный университет) и белорусского (Белорусский государственный университет) вузов представлены результаты актуализации смысловых характеристик таких ценностей как гуманизм, патриотизм и гражданственность в представлениях студентов.
Новизна исследования определяется раскрытием возможностей применения метода photovoice в исследовательской, учебной и воспитательной работе с молодёжью. Использование метода photovoice в сочетании с подходами смыслотворчества существенно разнообразит воспитательный инструментарий учебно-воспитательного процесса, обеспечивая достижение поставленных целей наиболее результативным способом с позиции затрат ресурсов, мотивации участников, устойчивости полученных образовательных достижений.
Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей, педагогов, специалистов по работе с молодежью и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы со студенческой и учащейся молодежью, проектировании воспитательного компонента учебных занятий по различным дисциплинам.
Непрерывное образование не просто модный тренд, это данность, которая обеспечивает постоянное профессионально-личностное развитие. Цифровизация, технологизация, развитие искусственного интеллекта диктуют необходимость постоянного «прокачивания» цифровых навыков. Увеличение работоспособного возраста, а также современные условия неопределенности ставят задачи по развитию дополнительного профессионального и корпоративного образования.
Сегодня рынок образовательных услуг активно развивается. Однако это диктует необходимость актуализации системы обучения взрослых, поиска новых путей, способных обеспечить высокий уровень качества образования. Одним из таких направлений является развитие нейроандрагогики как новой прикладной области обучения взрослых. Целью данной статьи является изложение результатов изучения обозначенной проблемы. Проводится теоретико-методологический анализ, включающий генезис андрагогики как составной части темы и обзор современного этапа развития нейронаук. Раскрывается понятие «нейрообразование», акцентируется внимание на основных подходах нейробиологии и нейрофизиологии, необходимых для обучения взрослых, а также выделяются нейроандрагогические принципы обучения. Все это рассматривается с позиции работ зарубежных и отечественных ученых, а также доказательных практик.
Автором представлены результаты проведенного опроса слушателей дополнительного профессионального образования, обучающихся по программе «Практический психолог» в РЭУ им. Г. В. Плеханова. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости разработки спецкурса для преподавателей по нейроандрагогике для дополнительного профессионального и корпоративного образования. Нейроандрагогика только начинает свой путь развития, пока нет методологической базы в силу отсутствия научных исследований по данной проблеме. Но активное развитие нейронаук диктует необходимость их интегрирования в систему современного образования для взрослых.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТОЧНЫХ НАУК: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье исследуются особенности проявления премилленаристских идей в рамках эсхатологической концепции «Свидетелей Иеговы» (запрещенной на территории Российской Федерации организации). Представления о скором и неминуемом конце мира нередко становятся религиозно-философским базисом для формирования идеологических установок по отношению к актуальной действительности. При этом мироотрицающая позиция той или иной религиозной группы может напрямую вытекать из апокалиптических настроений, которые используются как в целях поддержания напряжения с окружающим социумом, так и для оправдания действий радикального характера. Обозначенная проблема является ключевой в данном исследовании. Предмет изучения - религиозно-философский взгляд на мир, присущий адептам премилленаристских религиозных групп. Цель исследования заключалась в выявлении наиболее значимых общих черт в рамках премилленаристских движений, а также анализе их теологических истоков. Обнаруженные особенности рассматриваются на примере ныне запрещенной организации «Свидетелей Иеговы». Выбор связан, во-первых, с премилленаристской сущностью основных догматов вероучения данного религиозного движения, во-вторых, с повышенной активностью его адептов, вопреки законодательному запрету. В исследовании используется сравнительно-исторический метод, направленный на сопоставление премилленаристских движений в разные эпохи и выявление общих черт между ними. Кроме того, для анализа мировоззренческих перемен и их причин применяется историко-генетический метод. Для изучения степени напряженности между «Свидетелями Иеговы» и социумом используется «теория религии» У. Беинбриджа и Р. Старка. В результате были выявлены следующие особенности мировоззрения премилленаристских групп: принципиальная оппозиционность, отождествление личного духовного роста со служением организации, вытеснение любых идентичностей, помимо внутриорганизационной. Актуальность исследования связана с тем, что премилленаризм как религиозный феномен характеризуется регулярным возрождением и способностью прижиться на любой социально-культурной почве. При этом описанные в статье особенности премилленаристского мировосприятия позволяют рассматривать его в качестве исторически воспроизводящегося фактора риска в любом социально-культурном пространстве. Итоги изучения могут быть использованы в области моделирования и прогнозирования религиозных процессов в духовном пространстве Российской Федерации и за ее пределами.
Статья посвящена памятному событию в истории русской духовной миссии в США - празднованию в 1894 году ее столетней годовщины. Это событие практически не изучено в российской и зарубежной историографии, хотя в российских и американских архивах имеются все необходимые для этого источники. Это дело 3101 (оп. 174) из фонда Св. Синода Российского государственного исторического архива под названием “По представлению Преосвященного Алеутского о праздновании в 1894 году столетия распространения православия в Северной Америке” и дело «Centennial Celebration. Instructions and Reports from various parishes (1893-1894)» из Архива Русской Церкви на Аляске в Рукописном отделе Библиотеки Конгресса США (The Alaskan Russian Church Archives records. Library of Congress Manuscript Division. Container D 472-474). Актуальность темы связана с тем, что подобные юбилеи наступают через определённые промежутки времени, и опыт прошедших празднований должен быть учтён при подготовке торжеств в будущем. В статье рассматривается подготовка этого празднования, инициированного главой Алеутской и Аляскинской епархии епископом Николаем (Зиоровым), роль в этом Св. Синода и его обер-прокурора К. П. Победоносцева. Подробно анализируется само проведение этого торжества и его богословское звучание на основе отчета епископа Николая, отчетов разных православных приходов в Америке, а также материалов американской прессы. Делается вывод о том, что празднование столетия православия в Северной Америке стало серьезной вехой на пути возрождения заокеанской епархии Русской Церкви после почти четверти века застоя и кризиса. Оно придало большой импульс дальнейшим трудам еп. Николая по развитию епархии, которые стали основой для её наивысшего расцвета при преемнике владыки Николая, святителе Тихоне (Беллавине), будущем патриархе Московском и всея России.
В статье отражена историческая ретроспектива идей в зарубежной философской мысли II половины XX - начала XXI вв., касающихся проблемы взаимоотношения природных и социальных аспектов развития человечества. Проделан историко-философский анализ проблемы взаимодействия природного и социального в трудах зарубежных авторов II половины XX - начала XXI вв. В исследовании проанализированы современные научные публикации, затрагивающие проблему социального и природного в зарубежной философской мысли II половины XX - начала XXI вв., в их исторической взаимосвязи с предшествующими научными изысканиями. В ходе изучения представленной проблемы выявлено, что гипотеза генно-культурной эволюции стала исходной социально-исторической и научно-методологической основой становления и развития такого научного академического направления, как социобиология. Изучение закономерностей наследственности и базовых правил эволюции является своевременной задачей в понимании процессов, происходящих в природе и обществе. Для этого необходимо разработать методологию, позволяющую осознать взаимовлияние социального и природного, что поможет сформировать картину жизни с позиции философии. Парадигма генно-культурного взаимоотношения становится актуальной в настоящее время, так как она предоставляет человечеству право выбора - быть в гармонии или быть в конфликте с окружающей природной средой. Можно утверждать, что доктрина коэволюции - это своего рода «реинкарнация» предшествующих ей в истории философии натурфилософских концепций, но с поправкой на остростоящие сейчас экологические проблемы из-за чрезвычайно нерациональной деятельности человеческой цивилизации, рисков уничтожения всего живого в результате применения оружия массового поражения.
Профилактика деструктивных проявлений актуализируется в образовательной среде по причине социальной активности молодежи, направленной на самореализацию и изменение социально-политического устройства. Это усиливается когнитивной спецификой и сопровождается отказом от традиционных авторитетов и ценностей. Целью работы является выявление проблем при реализации профилактических мероприятий, решение которых обуславливает их эффективность. Методологическая основа исследования опирается на комплексный подход, позволивший охарактеризовать мировоззренческий, когнитивный, политический и социокультурный аспекты деструктивности. Системным подходом рассматриваются структура и связи сложившейся системы профилактики. Профилактика рассмотрена историко-генетическим методом как непрерывный процесс. Посредством социально-философского анализа установлены фундаментальные условия, причины неэффективности профилактики и предложены решения в рамках формирования общероссийской гражданской идентичности. Основными проблемами обозначены: неоднородность целевой аудитории, отсутствие единого вектора интерпретации и транслирования мировоззренческих установок, непроработанность методологических и педагогических приемов и непонимание содержательного наполнения в прогностическом аспекте. Мировоззренческие принципы в рамках концепции «Россия государство-цивилизация» представляются необходимыми структурообразующими элементами концептуального характера для всей системы профилактики. Разделение целевой аудитории на группы «профессионалов» и «обывателей» по признаку доступа к узкоспециализированной информации позволит, с одной стороны, подготовить обладающих соответствующими компетенциями профилактологов, которые способны выявлять деструктивные проявления и оказывать содействие субъектам профилактической работы. С другой - снизить риск возникновения излишнего интереса к деструктивной деятельности у широкого круга лиц. Формирование гражданской идентичности при сохранении традиционных этнических культур на основе унифицированных мировоззренческих принципов будет способствовать разрешению проблем профилактики.
Статья посвящена изучению трансформации образа вампира с позиций юнгианского анализа. Целью данной статьи является интерпретация образа вампира в качестве проявления архетипа Тени, отражающего динамику европейской культуры. Методологическим основанием исследования выступают теоретические положения работ К. Г. Юнга, описывающие структуру психики человека и процессы трансформации архетипических образов, а также идеи его последователей М.-Л. фон Франц, И. Якоби, А. Гуггенбюль-Крейг, Д. Хендерсона, V. Kast, которые рассматривали разные аспекты проявления архетипа Тени. Анализ показал, что образ вампира является одним из выражений архетипа Тени, и из спектра возможных его содержаний отчетливо репрезентирует все то, что противостоит доминирующей культурной установке, относится к области ее страхов. Исторически образ вампира формируется из представлений о ходячих мертвецах и кровососущих монстрах, которые представляют варианты примитивного зла. В средневековой культуре у них возникает религиозная окраска. В эпоху Просвещения, провозгласившую торжество Разума, эти представления оказываются подавлены. И в это же время появляется литературный вампир, который начинает очеловечиваться. Параллельно вампир заимствует символы Дьявола, образ которого также очеловечивается в Новое время после деградации в животный мир предшествующий период. Этот процесс иллюстрирует подъем содержаний бессознательного и приближение их к сознанию и лежит в контексте развития архетипических образов культурной Тени европейского общества. Предлагается вывод о том, что образ вампира трансформируется вместе с культурой, отражая ее теневые стороны и историческую динамику; он репрезентирует часть культурального бессознательного вместе с образом Дьявола.
Статья посвящена генезису жанра социально-философской утопии в американской интеллектуальной культуре, что представляется весьма интересной темой для исследования, поскольку именно в утопии собираются воедино онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, философско-исторические смыслы эпохи и культуры. Цель работы - обнаружить смысловое единство американской утопии и понять причины ее кризиса. Обращение к традиции американской утопии связано с тем значением, которое она имела для становления культуры и цивилизации Америки как воплощенного «Града на холме», «Общества равных возможностей», «Маяка надежды». В качестве репрезентантов американской социально-философской утопии взяты Генри Торо, Беррес Фредрик Скиннер, Роберт Нозик и Ричард Рорти. Обращается внимание на отличительную черту американской утопии - ее открытый характер, отсутствие фундаментальных, заранее предопределенных установок, плюралистичность. Сделаны выводы о причине кризиса утопического теоретизирования в американской культуре, связанной с невозможностью актуализации субъекта утопии в силу предельной фрагментации общества. В качестве признаков кризиса выделено выразившееся в общественном сознании эпохи позднего капитализма ощущение «конца истории», которое приводит к отказу от будущего в пользу бесконечного повторения одних и тех же сюжетов и обреченности на пребывание в застывшем времени. Утопия сменяется своей противоположностью - ретротопией - поиском оптимального жизненного проекта, обращенного не в будущее, а в прошлое. На смену социальной онтологии приходит социальная хонтология как призрачное состояние некогда бытовавшей, но так и не сбывшейся надежды на прогрессивное движение вперед. Идею американских трансценденталистов о познании мира как единства внешнего и внутреннего, а также сциентистскую веру в экспериментальную науку сменяет конспирология как способ объяснения мира через заговор и обман. Все это порождает разочарование для глобализированного общества позднего капитализма, ощущение депрессии как основного симптома времени, тоску по другим, уже недоступным сценариям развития культуры, щемящее чувство ностальгии.
Проблема соотношения сакрального и мирского связана с проблемой понимания человеком самого себя. Что в нас самое главное (священное), а что, напротив, второстепенное, незначительное (мирское)? Автор статьи, вслед за представителями классической феноменологии религии Р. Отто и М. Элиаде, предполагает, что священное - это то, с чем человек отождествляет себя, узнавая свою сокровенную сущность. Материалом к размышлению служат философские фрагменты одной из главных Упанишад - «Чхандогья-Упанишады». Этот текст являет собой пример философии, в которой тесно переплетены проблема священного и проблема самопознания. Ключевой образ текста - образ Атмана, внутреннего я. Проблема Атмана - это не познавательная или мировоззренческая проблема, но проблема функционирования и осмысления опыта встречи со священным. Мирская точка зрения утверждает себя через отрицание, обособляясь, противопоставляя себя, отделяя от всего того, что не считает собой. Напротив, сущность священного в том, чтобы утверждать, а не отрицать, создавать единство. Основанием этого единства становится истолкование Атмана, всегда тождественного себе и во всех интерпретациях остающегося тем же самым. Необходимо отметить также, что автор обращается к «Чхандогья-Упанишаде» только в качестве материала для собственных размышлений. Основой методологии работы является феноменология священного, представленная в трудах классиков феноменологии XX века, а также феноменологическая герменевтика как особый способ чтения священного текста. Результаты, полученные в работе, применимы в первую очередь, в сфере феноменологии религиозного опыта, а также в онтологии самости и в тех областях философии, где обсуждается соотношение священного и мирского. Предположения и мысли, высказываемые в статье, относятся к общей феноменологии священного и самости, но не претендуют на объективную культурологическую и индологическую значимость.
Цель данной статьи заключается в сравнении и сопоставлении, а также раскрытии отдельных внутренних генетических связей между естественной человеческой ментальностью и искусственно создаваемом аналоге мышления, характерном для вновь конструируемых технических систем. Актуальность работы заключается в необходимости фиксации достижения здравого баланса между гуманистическим и техническим во всевозрастающем значении для общества искусственного интеллекта, развитие которого сопряжено со множеством трудностей, в том числе относящихся и к проблеме рефлексии и самоидентификации. Кроме того, одним из ключевых аспектов поднятой проблемы в контексте ее актуальности является необходимость решения проблемы человекомашинного взаимодействия в плане сотворчества и неконкурентного совместного достижения производственных результатов. В данной работе впервые поднимается проблема двойной рефлексии как условия формирования искусственной ментальности. Используется разработанный нами метод рефлексии над рефлексией, а также компаративистский и системный подходы. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что взаимосвязь искусственного и естественного мышлений с течением времени только возрастает. Немаловажную роль в этом играют современные средства коммуникации, такие как интернет, все более наполняющийся различными элементами искусственного интеллекта. Коммуникация, осуществляемая через эту сеть, с одной стороны, соединяет людей, отдаленных друг от друга территориально, с другой стороны - напротив усугубляет добровольную социальную изоляцию каждого из участников подобного общения. Последнее в еще большей степени технологизируется, способствуя дальнейшему сближению «естественного» мышления с «искусственным». Область применения результатов данного исследования выходит далеко за пределы проблемного поля взаимодействия человека и машины, выступающей в качестве носителя искусственного интеллекта. Важнейшим направлением применения полученных в русле нашей работы знаний является образование. Именно в этой сфере наиболее принципиально достижение разумного компромисса между сохранением естественного восприятия реальности и приобщением к искусственной среде информационных систем, в контексте возрастающей и приобретающей все более сложные формы техноориентированности будущих поколений.
Военная антропология как отдельная научная дисциплина в отечественной науке сформировалась в 2000 г. С тех пор она развивалась, дополнялась новыми знаниями, однако вызовы гибридной войны поставили перед исследователями новые задачи, которые подвигли научное сообщество сформировать новое направление военной антропологии, антропологию гибридной войны. Войны нового поколения - гибридные войны - характеризуются отсутствием четких и даже условных границ между состоянием войны и состоянием мира, когда человек находится в неопределенной позиции, а антропология войны существенно усложняется. Цель исследования - рассмотреть место и роль человека в гибридной войне современности. В работе были использованы исторический подход, а также методы систематизации и концептуализации. В настоящее время понятие «война» и подходы к его изучению меняются, по этой причине целесообразно говорить о новой философии войны. При этом роль человека по сравнению с ролью техники (оружия) в новых войнах стала первичной. Сознание и подсознание человека становятся главными мишенями в новых войнах. Именно поэтому человеку необходимо не только найти свое место в доминирующей гибридной реальности, но и защититься от ее возрастающих вызовов и угроз. Ввиду важности вопросов, изучаемых в настоящем исследовании, полученные результаты имеют научно-прикладную значимость, а перспективность дальнейшего рассмотрения и осмысления данной проблематики объясняется прогрессирующим усложнением и совершенствованием гибридной войны и необходимостью поиска способов противодействия ее проявлениям с целью защиты человека.
Военная антропология как отдельная научная дисциплина в отечественной науке сформировалась в 2000 г. С тех пор она развивалась, дополнялась новыми знаниями, однако вызовы гибридной войны поставили перед исследователями новые задачи, которые подвигли научное сообщество сформировать новое направление военной антропологии, антропологию гибридной войны. Войны нового поколения - гибридные войны - характеризуются отсутствием четких и даже условных границ между состоянием войны и состоянием мира, когда человек находится в неопределенной позиции, а антропология войны существенно усложняется. Цель исследования - рассмотреть место и роль человека в гибридной войне современности. В работе были использованы исторический подход, а также методы систематизации и концептуализации. В настоящее время понятие «война» и подходы к его изучению меняются, по этой причине целесообразно говорить о новой философии войны. При этом роль человека по сравнению с ролью техники (оружия) в новых войнах стала первичной. Сознание и подсознание человека становятся главными мишенями в новых войнах. Именно поэтому человеку необходимо не только найти свое место в доминирующей гибридной реальности, но и защититься от ее возрастающих вызовов и угроз. Ввиду важности вопросов, изучаемых в настоящем исследовании, полученные результаты имеют научно-прикладную значимость, а перспективность дальнейшего рассмотрения и осмысления данной проблематики объясняется прогрессирующим усложнением и совершенствованием гибридной войны и необходимостью поиска способов противодействия ее проявлениям с целью защиты человека.
Издательство
- Издательство
- ВятГу
- Регион
- Россия, Киров
- Почтовый адрес
- 610000, Кировская область, город Киров, Московская ул., д.36
- Юр. адрес
- 610000, Кировская область, город Киров, Московская ул., д.36
- ФИО
- Пугач Валентин Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vyatsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (833) 2742889