В статье рассматриваются понятия и смыслы, составляющие сущность инфраструктурной поддержки в контексте развития социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в РФ. На основе анализа нормативных и академических источников установлено, что на данный момент нет единых подходов к пониманию инфраструктурной поддержки СО НКО. В работе делается вывод о недостаточной теоретико-методологической исследованности феномена инфраструктурной поддержки и дисбалансе в развитии некоммерческого сектора в сравнении с сектором малого и среднего предпринимательства. На основе изучения нормативных источников в сфере поддержки СО НКО и малого и среднего предпринимательства, автором определено понятие инфраструктуры поддержки и установлено три основных понятия инфраструктурной поддержки, применимых к поддержке СО НКО. Автор делает вывод, что наиболее релевантным будет трактовка инфраструктурной поддержки как деятельности инфраструктурных организаций и как поддержку таких организаций со стороны органов власти разного уровня. В заключении указываются потенциальные направления совершенствования государственной политики в области инфраструктурной поддержки СО НКО, а также перспективные направления исследований в данной области. Отмечается необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания и разработки эффективных механизмов инфраструктурной поддержки, что способствовало бы развитию и укреплению сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в России.
Идентификаторы и классификаторы
Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) являются важными субъектами социально-экономического развития государства и ядром некоммерческого сектора. Они выполняют ряд важных социальных функций, развивают гражданское общество, а также решают социальные проблемы, зачастую делая это эффективнее, чем государственные органы [1]. На 2023 год в России, согласно реестру Минэкономразвития, субсектор СО НКО включает в себя более 48 000 организаций, что составляет около 22 % от всех НКО в России [2].
Список литературы
1. Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 7-26. EDN: XEDGVR
2. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения 28.06.2023).
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2022 год. М: Общественная палата Российской Федерации, 2022. 110 с.
4. Косыгина К. Е. Инструменты развития некоммерческого сектора в регионе // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 6. С. 67-81. EDN: QZMOCC
5. Дворядкина Е. Б., Простова Д. М., Истомина Н. А. Социально ориентированные некоммерческие организации: региональная повестка: монография. Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. 167 с. EDN: XTAWRR
6. Рудакова О. Ю. Формирование институциональной среды некоммерческих организаций в региональных условиях // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 23-24 ноября 2017 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017. С. 87-95. EDN: YPEWML
7. Кулькова В. Ю. Организация инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций сферы услуг в государственном управлении в РФ // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 58-65.
8. Кулькова В. Ю. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 29 (266). С. 43-50. EDN: SHWSEZ
9. Косыгина К. Е. Развитие некоммерческого сектора в экономике региона: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Вологда, 2021. 182 с. EDN: YQOYJL
10. Назаренко Н. А. Государственная поддержка инфраструктурных объектов социально ориентированных некоммерческих организаций // Инновационное развитие и потенциал современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 17 февраля 2020 года. С. 167-171.
11. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. ст. 145.
12. Тюхов Д.С. Инфраструктурная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Материалы IX Всероссийской заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 22 декабря 2022 г. С.441-450. EDN: USWCKQ
13. Отчет об оценке влияния “ресурсных центров” на развитие НКО-сектора в России. Некоммерческое партнерство “Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив” (НП “ИнА-Центр”), 2020. 34 с.
14. Региональный рейтинг третьего сектора “Регион-НКО 2022”. Москва: Общественная Палата Российской Федерации, 2022. 50 с.
15. Блиц-опрос “НКО в новом времени”. - Центр оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ, 2022. 9 с.
16. Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы. URL: http://government.ru/news/41157/ (дата обращения 13.04.2022).
17. Информационные материалы по развитию инфраструктуры поддержки НКО на региональном уровне. URL: https://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details?id=191 (дата обращения 13.04.2022).
18. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №31. ст. 4006.
19. Зверева Н.И., Сурова Н.Ю. Регулирование социального предпринимательства в России // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. №5 (101). С.101-109. EDN: YMHUUP
20. Кулькова В. Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9(354). С. 1592-1607. EDN: ZGUPYJ
21. Социальное предпринимательство и инвестирование: от теории к практике: Коллективная монография / Е. Б. Архипова, О. И. Бородкина, П. П. Дерюгин [и др.]. Санкт-Петербург: ООО “Скифия-принт”, 2020. 350 с. EDN: QIAAPH
22. Соловьева, Т. С. Регионы Северо-Запада России: анализ условий для реализации социальных инноваций // Регионология. 2021. Т. 29, № 4(117). С. 768-793. EDN: BEFKSD
23. Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2021 год. URL: https://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details?id=190 (дата обращения 12.06.2023).
24. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 29850-ОФ/Д01и “Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций”. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-30092016-n-29850-ofd01i-metodicheskie-materialy/ (дата обращения 28.06.2023).
25. Старшинова А. В., Архипова Е. Б., Новожилов А. Б Ресурсные центры как инструмент развития региональных социально ориентированных НКО // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 марта 2020 года. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. С. 48-52. EDN: ZAQGDI
26. Соколов А. В. Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России // Власть. 2015. Том. 23. № 6. С. 52-57. EDN: UCTLUH
27. Полтавская М. Б. Ресурсные центры социально ориентированных некоммерческих организаций как форма межсекторного социального партнерства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2(15). С. 107-114. EDN: UHUJFD
28. Вклад НКО в борьбу с пандемией: российский контекст. Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, 2020. 17 с.
29. Исследование “Оценка внешней среды развития НКО. Центр оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ, 2022. - 42 с.
30. Бодренкова Г. П. Территориальная инфраструктура поддержки добровольчества. Международный и российский опыт. Методическое пособие. М.: Благотворительный фонд содействия продвижению и развитию добровольчества “Национальный центр добровольчества”. 2018. 100 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях неопределенности отдельные методы оценки стоимости бизнеса могут быть неприменимы или давать неточные результаты. В статье рассматриваются факторы, которые могут создавать условия неопределенности, и таким образом делать оценку стоимости производственных предприятий более сложной, требующей применения соответствующих подходов и методов. Авторы обсуждают проблемы, связанные с выбором метода оценки, особенности его применения, преимущества и недостатки каждого из методов. Особое внимание в статье уделено подходам и методам, которые учитывают факторы, способные повлиять на стоимость предприятия в будущем: непрогнозируемое изменение доходов и расходов предприятия, смену прав собственности на товарные знаки и бренд, долгосрочные контракты с поставщиками и клиентами, состояние оборудования и инфраструктуры, квалификацию персонала и другие. Результаты исследования, проведенного на финансовых показателях реальных производственных предприятий, показывают, что использование разных методов оценки может приводить к значительным различиям в полученных значениях стоимости. В связи с этим авторы рекомендуют использовать методы оценки в комплексе, чтобы получить более точную оценку стоимости предприятия. Практическое значение исследования заключается в возможности использовать его результаты для эффективного управления предприятием, принятия обоснованных решений и привлечения инвестиций, а также при продаже бизнеса.
В статье рассмотрены особенности управления рисками, как одной из составляющих системы менеджмента качества, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Представлен краткий обзор специфики хозяйственной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, проанализированы общие сущности применяемые в теории управления рисками. Используя различные прикладные методы исследования авторами, анализируются основные процессы и методы управления рисками, возможность их практического применение на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, описываются специфические риски, появившиеся в современной экономической и политической обстановке. Рассматриваются основные проблемы внедрения эффективного риск-менеджмента на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В условиях санкционного давления и глобальной перестройки промышленности решения принимаются в условиях большого количества различных коммерческих, финансовых, технических и кадровых рисков. Неполнота информации об окружающей среде и изменчивость рынка заставляют перестраивать производственные процессы. Задачи управления рисками в современной экономической и политической обстановке являются стратегически важными, особенно для предприятий оборонно-промышленного комплекса, как одной из самых быстроразвивающихся отраслей. Стратегической задачей предприятий оборонно-промышленного комплекса является создание условий для подъема военного и научного потенциала страны с целью обеспечения государственной безопасности. Необходимость корпоративного и научного взаимодействия подразумевает организацию на предприятиях строгого учета и ежедневной отчетности, анализа рисков и регулярной координации производства. Высоким уровнем риска производственной и научной сфер предприятий оборонно-промышленного комплекса необходимо управлять на всех уровнях производства. В современной экономической и политической обстановке, в условиях санкционного давления и разрушения ранее выстроенных логистических цепочек внедрение на предприятиях оборонно-промышленного комплекса риск-ориентированного менеджмента на постоянной основе оправдан и закономерен. Риск-ориентированный менеджмент должен быть одной из основ планирования развития предприятия, его разработка, документирование и контроль будет являться залогом успеха работы и конкурентоспособности предприятий.
Исследование проводилось с учетом действующего федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», который призван совершенствовать знания, навыки и умения безработных, а также в рамках понимания функционирования различных служб занятости населения, который подтверждает факт сформированной системы кадровой политики. В статье представлен анализ показателей деятельности государственных служб занятости населения, при дефиците кадров в Российской Федерации с применением системного подхода. Исследование статистической информации, нормативных актов и научной литературы позволяет понять, что главным требованием работодателя к работнику является соответствие его квалификации требованиям к вакантной должности. Результаты проведенного среди трудоспособного населения анкетирования показывают, что большая часть населения не только не работает по профессии, но и не пользуется услугами государственных служб занятости населения. В статье представлены результаты проведенного эксперимента, в рамках которого были выявлены определенные проблемы, связанные с трудоустройством населения, для устранения которых авторами разработаны и предложены практические рекомендации. Рекомендации направлены на совершенствование деятельности в области кадровой политики, не только для предотвращения дефицита кадров, но и для дальнейшего предупреждения подобных экономических проблем и предполагают как работу со специалистами государственных служб занятости населения, так и повышение осведомленности и усиление доверия населения к деятельности государственных служб занятости населения.
В настоящей статье затронуты планирование и реализация проектной деятельности организации, направленной на улучшение ее процессов. В качестве теоретического базиса используются стандарт ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 «Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 1. Методология DMAIC», а также ряд тематических публикаций и иных открытых литературных источников. Объектом исследования выступает процесс фото- и видеоконтроля сложного наукоемкого производства. Предмет исследования - особенности организации менеджером по бережливому производству данного процесса с использованием инструментов проектной деятельности. Проблема, исследуемая в настоящем материале - составление грамотного обоснования для открытия проекта по улучшению процесса с использованием проектного подхода и инструментов менеджмента качества. Рассматриваются причины внедрения выбранного процесса в практики производственных и научно-производственных предприятий, проблемы и ограничения, с которыми приходится иметь дело при внедрении данного процесса, а также способы и средства его реализации. Практическая часть настоящей статьи содержит примеры элементов пояснительной записки к проекту в области бережливого производства по методологии DMAIC. Для наглядности используются иллюстрации применения методов менеджмента качества и средство моделирования процессов AllFusion ERWin Process Modeler. На базе рассматриваемого процесса показана применимость DMAIC в проектной деятельности по улучшениям. Предложен наглядный пример обоснования проекта и составления его паспорта.
В связи с введенными за последние годы санкциями и ограничительными мерами в отношении Российской Федерации и отдельных отраслей экономики, компаниями телекоммуникационной отрасли в 2022-23 гг. приняты меры по хеджированию рисков, в том числе в области оптимизации логистического комплекса. В статье дана краткая характеристика основных результатов хозяйственной деятельности по итогам 2022 г., проведён обзор особенностей организации снабженческой деятельности российских коммерческих компаний телекоммуникационной отрасли. Показана специфика закупочной деятельности по отдельным категориям в связи с произошедшими изменениями, рассмотрены причины их возникновения, оценены риски и предложены рекомендации по их преодолению. Также рассмотрена проблема технологического суверенитета в сфере телекоммуникаций как основы безопасности для всех категорий экономических агентов российского общества: государства, бизнеса, домохозяйств, общественных организаций. Основные тенденции ясны: увеличение азиатского импорта, переоценка стоимости товаров и услуг, рост предложения со стороны российских производителей. В краткосрочной перспективе всё вышеперечисленное оказывает негативное влияние на финансовые показатели компаний и уровень технологичности применяемых решений, однако в долгосрочной перспективе при должных усилиях может повысить технологическую независимость и объём спроса на внутреннем рынке.
Данная статья посвящена исследованию китайской компании «Huawei», которая в настоящий момент является известным мировым лидером рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этим и объясняется актуальность темы исследования этой работы. В ней излагаются исторические аспекты формирования и развития этой компании и приводятся ею созданные в начале своей деятельности ИКТ - продукты. В статье рассматриваются различные стратегии, применяемые в различные периоды времени и исследуются особенности процесса функционирования «Huawei». Также показаны отличия этой компании от других ИКТ компаний и выявлены мотивы ее успешного развития. Уделено внимание в статье и успехам, и преимуществам китайской компании «Huawei». Раскрывается подробно вопрос о глобальной стратегии ее продвижения в Европу и США. При этом говорится о сложных проблемах и конфликтах, возникших при проникновении на рынок США. Исследование показало огромную значимость компании «Huawei» в развитии информационно-коммуникационных технологий в китайской экономике и на мировой арене. Эволюция высоких технологий в Китае - это процесс длительного обучения, управляемый политическими решениями правительства, развитием отечественных технологий и международной передачей технологий за счет иностранных инвестиций. Факторы, определяющие технологическую политику КНР, включают безопасность, власть и национальную независимость. При этом они содействуют экономическому росту, получению доходов от экспорта и достижению технологического лидерства.
В статье рассматриваются понятия виртуальной и дополненной реальности, исследуются основанные на них технологии, которые способны создавать цифровой мир и взаимодействовать с ним. Показаны конкретные возможности, способы и инструменты изменения реальности, уже использующиеся в повседневной жизни человека. Определяются перспективы внедрения указанных технологий в самые различные сферы и отрасли российской экономики. Приведены конкретные примеры внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в некоторые отрасли российской и зарубежной экономики: медиаиндустрию, строительство, здравоохранение. Выявлены положительные аспекты внедрения данных технологий в вышеупомянутые экономические сферы. К интегративным преимуществам, возможным для достижения организациями различных сфер деятельности за счет освоения данных креативных технологий, авторы относят следующие: экономию материальных затрат, снижение рисков, совершенствование организационно-управленческих процессов, повышение производительности труда и профессионализма работников. Как полагают авторы статьи, за счет внедрения рассматриваемых технологий компании различных отраслей экономики могут существенно улучшить показатели своей производственной, финансово-экономической и управленческой деятельности. Перспективным направлением дальнейших исследований по данной проблематике можно считать изучение и использование результатов внедрения нейронных сетей и искусственного интеллекта в технологии виртуальной и дополненной реальности.
Совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих рынок государственных закупок, является одним из наиболее приоритетных направлений развития экономического потенциала Российской Федерации, обусловленного необходимостью рационального использования государственных средств и исключения из закупочной деятельности мошеннических и коррупционных деяний со стороны недобросовестных участников закупок. Целью настоящего исследования является определение наиболее уязвимых статьей контрактного законодательства на этапе планирования и заключения контракта. В работе применялись методы эмпирического исследования - сравнительный анализ, систематизация и обобщение информации. В качестве базы исследования послужили выявленные нарушения контрактного законодательства уполномоченными органами в ходе контрольных мероприятий в трех субъектах Российской Федерации. Так, на основании открытых данных о результатах проверки соблюдения Закона о контрактной системе выявлены основные проблемы реализации этапов планирования государственных закупок и заключения контракта между заказчиком и поставщиком. В частности, участниками рынка государственных закупок некорректно формируются предельные цены контрактов при определении исполнителя контракта и документация по обоснованию закупок товаров, работ, услуг, прилагаемой к плану-графику, а также заключаются контракты с единственным поставщиком при отсутствии обосновании на проведение неконкурентного метода отбора.
В статье рассматриваются особенности авиационного образования, развивающегося на принципах непрерывности, которые следует учитывать при внедрении в систему управления образовательными организациями авиационного профиля принципов форсайта. Особое внимание уделено ценностно-ориентированному подходу к обеспечению конкурентоспособности организаций непрерывного профессионального образования. В числе детерминирующих факторов выделена необходимость проведения масштабной антисанкционной политики и возрастание требований к качеству подготовки авиационным специалистов силами непрерывного профессионального образования. Среди факторов, обуславливающих развитие непрерывного профессионального образования, особое внимание уделено дисбалансу потребностей авиационной отрасли, который проявляет себя на фоне изменения структуры общественных потребностей, цикличности экономического развития, демографических тенденций, а также условиям, с которыми столкнулась авиационная отрасль в современном периоде (санкционный режим, импортозамещение) и необходимости формирования трудовых ресурсов, соответствующих сложности реализуемых антисанкционных мероприятий, что требует дальнейшего развития непрерывного профессионального образования. Рассматривая в качестве объекта управления конкурентоспособностью структуры, авторы отмечают некоторые особенности. В частности, в функционале управления усиливается функция регулирования. Применительно к задачам управления конкурентоспособностью организаций НПО, функционирующих в сфере авиационного образования, особые позиции занимает ценностно-ориентированный подход.
В статье рассматриваются современные тенденции развития образовательного туризма и одна из форм его реализации - академическая мобильность обучающихся; приводится авторская трактовка образовательного туризма, характеризуются основные субъекты деятельности на рынке услуг образовательного туризма, обосновывается соотношение понятий «образовательный туризм» и «академическая мобильность». В качестве информационной базы используются научные публикации, отобранные по ключевым словам в рамках темы исследования, начиная с 2015 г., а также открытая фактографическая информация о программах академической мобильности, демонстрирующая новые тренды в выборе стран-партнёров в условиях ограничений. Основные методы, которые использованы в работе - это методы содержательного анализа и систематизации теоретических положений, а также метод анализа фактографической информации и сравнительный анализ данные об интенсивности и направлениях академической мобильности в текущем периоде. В статье приведена систематизация теоретических подходов и описаны основные субъекты рынка услуг образовательного туризма; приведена авторская позиция, в раках которой предлагается рассматривать академическую мобильность как одну из форм образовательного туризма. В работе доказательно продемонстрировано смещение программ академической мобильности в сторону сотрудничества с учебными заведениями азиатского и ближневосточного регионов, а также вузов-партнёров из государств-участников СНГ.
Технологии и фундамент экономики резко изменились с тех пор, как цифровая трансформация получила широкое распространение. Подход Total Quality Management сохраняется, но появляются новые опции, связанные с цифровыми инструментами, услугами, процессами и продуктами, их качественными характеристиками и методологией оценки. Многие из них были изобретены в период развития индустрии информационных технологий в 20 веке, а некоторые в последние годы, например, UX/UI - подход. Их комплексное применение должно обеспечить достижение новой ступени в цифровой трансформации и научно-техническом прогрессе, но требует развития новых компетенций, объединяющих цифровые и «качественные» компетенции. В статье авторами рассматривается дефиниция «качество цифровой экономики», что, по мнению авторов, является методологией по созданию тиражируемой среды поступательно расширяющегося набора глобально доступных и взаимодействующих цифровых сервисов, адаптивных к процессам и целям ускоренно модернизируемой экономики на основе принципов качества. В настоящее время отставание приводит к проявлению заметных кризисных явлений во всех наиболее быстро развивающихся областях экономики, недостатки современной системы образования делают невозможным формирование ресурса специалистов, которые должны обеспечить переход к следующему технологическому укладу.
Управление рисками информационной безопасности рассматривается в статье как постоянно улучшающийся процесс, являющийся частью менеджмента организации, а именно частью системы управления операционной надежностью. На основе анализа источников по теме исследования показана ее актуальность. Во многих российских компаниях в настоящее время система управления информационной безопасностью слабо интегрирована с системой управления операционными рисками, однако необходимость данной интеграции не только обусловлена высоким значением киберрисков и существенными отрицательными последствиями их реализации, но и нормативными требованиями. В статье дан обзор разработанных Банком России и введенных в действие в 2023 году стандартов управления рисками информационной безопасности и операционной надежности. Проанализированы и выделены основные особенности стандартов, влияющие на организационную составляющую управления операционными рисками. С использованием методов обобщения и аналогии выявлены бизнес-процессы, которые необходимо разработать или усовершенствовать с целью развития системы управления рисками для повышения операционной надежности и обеспечения непрерывности бизнеса. Подчеркнута важность автоматизации управления рисками реализации информационных угроз. Одной из ключевых особенностей киберрисков является наличие сценариев атак, которые неизвестны организации, что существенно затрудняет их обнаружение и устранение причин и последствий атак.
Издательство
- Издательство
- СПБГЭТУ ЛЭТИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197022, улица Профессора Попова, дом 5, литера Ф.
- Юр. адрес
- 197022, г Санкт-Петербург, Петроградский р-н, ул Профессора Попова, д 5 литера ф
- ФИО
- Шелудько Виктор Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@etu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2344651
- Сайт
- https://etu.ru