В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2025020108
Циклотимная акцентуация прямо связана со шкалой 2 (пессимистичность, избегание неудач, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, самокритичность) и шкалой 9 (оптимистичность, активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, склонность к шуткам и проказам, высокая мотивация достижения).
Список литературы
- Бокова, З.С. (2023) Акцентуация — регулятор речевого поведения людей. Актуальные исследования, 50-2(180), 9—12.
,Bokova, Z.S. (2023). Accentuation is a regulator of people’s speech behavior. Current research, 50-2(180), 9—12. (In Russ.). - Бурлачук, Л.Ф. Духневич, В.Н. (1998). Акцентуации личности: что диагностируем? Вопросы психологии, 2, 136—143.
Burlachuk, L.F. Dukhnevich, V.N. (1998). Accentuation of personality: What are we diagnosing? Voprosy Psychologii, 2, 136—143. (In Russ.). - Волченкова, А.А. (2023). Взаимосвязь стиля воспитания в семье с развитием акцентуаций «эмотивность» и «педантичность». В: Будущее клинической психологии — 2023: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с. 37—42). Пермь.
Volchenkova, A.A. (2023). The relationship of parenting style in the family with the development of accents “emotivity” and “pedantry”. In: The Future of clinical psychology — 2023: proceedings of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation (pp. 37—42). Perm. (In Russ.). - Галеева, А.Р., Игнаткова, И.А. (2025). Особенности акцентуации характера у представителей творческих профессий. Вестник науки, 1, 228—234.
Galeeva, A.R., Ignatkova, I.A. (2025). Peculiarities of character accentuation among representatives of creative professions. Bulletin of Science, 1, 228—234. (In Russ.). - Захаренкова, В.А., Иванова, И.В. (2022). Результаты исследования досуговых предпочтений в молодежной среде. Журнал социологических исследований, 7(2), 2—21.
Zakharenkova, V.A., Ivanova, I.V. (2022). The results of the study of leisure preferences among young people. Journal of Sociological Research, 7(2), 2—21. (In Russ.). - Корниенко, А.О., Максимова, С.Л. (2023). Акцентуации характера педагогов как фактор риска профессионального выгорания. Актуальные вопросы медицинской науки, 1 (1), 159—160.
Kornienko, A.O., Maksimova, S.L. (2023). Accentuation of teachers’ character as a risk factor for professional burnout. Current issues of medical science, 1 (1), 159—160. (In Russ.). - Куприянов, С.Н. (2022). Влияние акцентуации характера на особенности временной перспективы личности студентов младших курсов. Наукосфера, 12-1, 192—197.
Kupriyanov, S.N. (2022). The influence of character accentuation on the features of the time perspective of the personality of undergraduates. Naukosfera, 12-1, 192—197. (In Russ.). - Куренков, И.А. (2022). Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Психология и педагогика служебной деятельности, 4, 248—250.
Kurenkov, I.A. (2022). The influence of character accentuation on the formation of deviant behavior. Psychology and pedagogy of professional activity, 4, 248—250. (In Russ.). - Лаврова, Л.И., Сапожников, М.А. (2025). Акцентуации характера как предмет психологических исследований. В: Наука, общество, инновации: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей VI Международной научно-практической конференции (с. 97—99). Пенза.
Lavrova, L.I., Sapozhnikov, M.A. (2025). Character accentuation as a subject of psychological research. In: Science, society, innovation: Current issues of modern research: collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference (pp. 97—99). Penza. (In Russ.). - Леонгард, К. (2000). Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 544 с.
Leongard, K. (2000). Accentuated personalities. Eostov-on-Don: Fenix, 544 p. (In Russ.). - Липатов, В.О. (2023). Типы акцентуаций и их характеристика. Студенческий вестник, 40-2 (279), 30—31.
Lipatov, V.O. (2023). Types of accents and their characteristics. Student Bulletin, 40-2 (279), 30—31. (In Russ.). - Личко, А.Е. (2019). Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 301 с.
Lichko, A.E. (2019). Psychopathies and character accentuation in adolescents. St. Petersburg: Piter, 301 p. (In Russ.). - Лукьянова, М.В. (2024). Особенности эмоционально-волевой сферы личности у студентов с различными акцентуациями характера. Проблемы современного педагогического образования, 84-3, 444—449.
Lukyanova, M.V. (2024). Features of the emotional-volitional sphere of personality among students with different character accents. Problems of modern teacher education, 84-3, 444—449. (In Russ.). - Хажуев, И.С. (2018). Акцентуации черт характера в контексте переживания интенсивного стресса. В: Учитель создает нацию: сборник материалов III международной научно-практической конференции (c. 576—583). Грозный.
Khazhuev, I.S. (2018). Accentuation of character traits in the context of experiencing intense stress. In: A teacher creates a nation: A collection of materials from the III International Scientific and Practical Conference (p. 576—583). Grozny. - Хакимова, П. (2020). Акцентуации характера и стратегии принятия решений. Collegium linguisticum — 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества, 189—190.
Khakimova, P. (2020). Character accentuation and decision-making strategy. Collegium linguisticum — 2020. Abstracts of the annual conference of the Student Scientific Society, 189—190. - Чебарыкова, С.В., Дмитриева, Н.П. (2018). Диагностика актуальной проблемы акцентуированной личности. В: Е.Н. Ткач (Ред.). Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов (c. 34—38). Хабаровск.
Chebarykova, S.V., Dmitrieva, N.P. (2018). Diagnostics of the actual problem of accentuated personality. In: Ye.N. Tkach (Ed.). Ecology of human relations as a problem of practical psychology in modern society: Collection of scientific papers (pp. 34—38). Khabarovsk.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается история развития представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) у военнослужащих: с древнейших времен, когда первые случаи психогенных потерь были описаны в «Истории» Геродота, до Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, в ходе которой классический «снарядный шок», известный еще со времен Первой мировой войны, дополнился дронобоязнью и ее психологическими последствиями.
Цель данной статьи — выявить возможности совершенствования организации профилактики ПТСР и психореабилитационных мероприятий в работе психолога с участниками СВО. Дизайн исследования. На основе анализа реальных случаев ПТСР у военнослужащих, описанных в средствах массовой информации в открытом доступе, осуществить выявление психологических сложностей в решении боевых задач, а также проблем подготовки военнослужащих к условиям СВО и оказания им психореабилитационной помощи в соответствующих учреждениях.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 1. При подготовке командного состава ВС РФ необходимо максимально насытить программы обучения знаниями, умениями и навыками психологического характера. 2. В рамках психологической подготовки воинов необходимо учитывать особенности возникновения «снарядного шока» и дронобоязни. 3. При реализации психореабилитационных мероприятий необходимо учитывать специфику психотравмирующего опыта бойцов СВО. Вывод: использование разработанных авторами предложений в организации учебных мероприятий и оказании помощи участникам СВО будет способствовать снижению психогенных потерь в боевой деятельности и повышению боеспособности ВС РФ.
В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Статья посвящена исследованию проблемы психологических последствий пребывания человека в экстремальных условиях, а именно — оценке влияния личностного выбора участия в добровольчестве на субъективное отношение военнослужащих к семье. Выборка представлена 142 военнослужащимидобровольцами в возрасте 32,18 ± 10,04 года, принимавшими участие в специальной военной операции продолжительностью 13,37 ± 3,79 месяца. Эмпирическое исследование проводилось с помощью: 1) опросника оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова; 2) анкеты изучения отношения к семье; 3) анкеты ценностей жизнедеятельности. Основу математико-статистической обработки данных составили: 1) оценка различий в группах; 2) корреляционный анализ. Результаты исследования показали, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности связана с приоритетом у добровольцев таких ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, национальная идея, что во многом поддерживает комфорт и стабильность межличностных отношений в семье, формирует перспективы брачного союза. Подтверждена ценность семьи как мотивирующего фактора участия в добровольчестве. Личностный выбор позволяет исключить (сделать маловероятным) перенос проблем экстремальности на семью, снизить конфликтность в отношениях. Участие в вооруженном конфликте повышает значимость дружбы (товарищества) до уровня семейных отношений. Материал ориентирован на совершенствование мер психологической поддержки экстремального добровольчества в России, а также подхода к оказанию социально-психологической помощи семьям участников вооруженных конфликтов.
Обзор представляет собой описание исследований, связанных с проблемой цифровой зависимости, которые были проведены за последние пять лет и опубликованы в зарубежных журналах. Рассматриваются основные (традиционные — интернет, гаджет) зависимости, а также новые (современные — стрим) зависимости. Описывается влияние пандемии COVID-19 на процесс возникновения и развития цифровой зависимости, а также роль пандемии в ее последующем распространении. Описаны наиболее известные методы диагностики зависимости и их отличие друг от друга. Приводятся результаты исследований, в которых изучались социально-демографические характеристики, связанные с цифровой зависимостью, и обозначаются противоречия в этих исследованиях. Дается описание исследований, в ходе которых были установлены взаимосвязи цифровой зависимости и личностных (модель «Большая пятерка», мотивация, самоконтроль и другие), а также социально-психологических (межличностные отношения) характеристик. В выводах фиксируются основные противоречия и дальнейшие перспективы исследований, связанных с проблематикой цифровой зависимости.
В статье рассматриваются состояние и место кризисной психологии в ряду других направлений психологии и дается ее определение. Выдвинуто положение о «потере» человека в современной психологии, анализируются причины произошедшей смены диалога монологом и замены души на понятие «психика». Отмечается, что отечественная академическая психология по-прежнему недостаточно вторгается в реальную жизнь, изучая не конкретных людей, а некие схемы, замещая живую действительность абстрактными определениями и условными операциональными «эквивалентами». В качестве возможного теоретического основания кризисной психологии предложена психология повседневности. Выделены следующие положения, которые могут служить теоретическим основанием для кризисной психологии: 1) в основу методического инструментария следует положить диалог, как так он позволяет человеку оставаться субъектом при его изучении; 2) психобиографический подход необходимо рассматривать как основной для изучения личности в кризисной ситуации (как это сделано в психологии повседневности); 3) во главу исследования следует ставить реальность, имеющую субъективную значимость, и субъективную интерпретацию этой реальности; 4) необходим контроль исследования с позиций того, сохранится ли человек в процессе исследования за столбиками цифр и формул, не произошла ли замена жизненного мира человека субъективной репрезентацией исследователя. Обосновывается положение, что вместе с психологией повседневности в кризисную психологию приходят идеи феноменологии, конструктивизма, этнометодологии, интерпретативной ̆антропологии. Вывод: для кризисной психологии лучше использовать качественные методы исследования: наблюдение (в том числе включенное), изучение биографий, интервью, интерпретация символических форм, фокус-группы и др.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/