Статья посвящена исследованию проблемы психологических последствий пребывания человека в экстремальных условиях, а именно — оценке влияния личностного выбора участия в добровольчестве на субъективное отношение военнослужащих к семье. Выборка представлена 142 военнослужащимидобровольцами в возрасте 32,18 ± 10,04 года, принимавшими участие в специальной военной операции продолжительностью 13,37 ± 3,79 месяца. Эмпирическое исследование проводилось с помощью: 1) опросника оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова; 2) анкеты изучения отношения к семье; 3) анкеты ценностей жизнедеятельности. Основу математико-статистической обработки данных составили: 1) оценка различий в группах; 2) корреляционный анализ. Результаты исследования показали, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности связана с приоритетом у добровольцев таких ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, национальная идея, что во многом поддерживает комфорт и стабильность межличностных отношений в семье, формирует перспективы брачного союза. Подтверждена ценность семьи как мотивирующего фактора участия в добровольчестве. Личностный выбор позволяет исключить (сделать маловероятным) перенос проблем экстремальности на семью, снизить конфликтность в отношениях. Участие в вооруженном конфликте повышает значимость дружбы (товарищества) до уровня семейных отношений. Материал ориентирован на совершенствование мер психологической поддержки экстремального добровольчества в России, а также подхода к оказанию социально-психологической помощи семьям участников вооруженных конфликтов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2025020106
Установлено влияние личностного выбора экстремального добровольчества на ценности военнослужащих, через которые проецируется субъективное отношение к семье, противоположному полу или детям. У добровольцев с высоким уровнем мотивации к экстремально-соучаствующей деятельности констатируется выраженность таких просоциальных и просемейных ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, религия/вера.
Список литературы
- Белашева, И.В., Ермаков, П.Н. Эмоционально-личностные детерминанты субъективного благополучия военнослужащих, участвовавших в боевых действиях // Сибирский психологический журнал. 2024. № 93. С. 37—60. https://doi.org/10.17223/17267080/93/3
Belasheva, I.V., Ermakov, P.N. Emotional and personal determinants of the subjective well-being of military personnel who participated in combat operations. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2024, no. 93, pp. 37—60. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/93/3 - Беляева, П.Д., Шаповалова, Е.В. Ценностно-смысловая сфера как фактор адаптации участников боевых действий в условиях мирной жизни // Вестник науки. 2025. Т. 1. № 1 (82). С. 218—227.
Belyaeva, P.D., Shapovalova, E.V. The value-semantic sphere as a factor of adaptation of combatants in a peaceful life. Vestnik nauki, 2025. Vol. 1, no. 1 (82), pp. 218—227. (In Russ.). - Герасимова, Л.А. Ключевые проблемы и механизмы воздействия на процесс ресоциализации участников боевых действий // Концепт. 2024. № 11. С. 411—420. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-12020
Gerasimova, L.A. Key problems and mechanisms of influence on the process of resocialization of combatants. Koncept, 2024, no. 11, pp. 411—420. (In Russ.). DOI: 10.24412/2304-120X-2024-12020 - Глебов, В.Л. Влияние социально-психологических последствий участия в боевых действиях на внутрисемейные отношения офицеров: Дис. … канд. психол. наук. Воен. ун-т. М., 2004. 182 с.
Glebov, V.L. The impact of the socio-psychological consequences of participation in hostilities on officers’ family relationships: Dis. Kand. Dr. Sci. (Psychol). Military University. Moscow. 2004. 182 p. (In Russ.). - Горина, Т.И. Специфические вызовы и проблемы семей участников СВО: результаты фокус-групповых дискуссий // Теория и практика общественного развития. 2024. № 6. С. 38—50. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.6.4
Gorina, T.I. Specific challenges and problems of the participants’ families: results of focus group discussions. Theory and Practice of Social Development, 2024, no. 6, pp. 38—50. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2024.6.4 - Ермолаева, А.В. Психологические особенности личности военнослужащего — участника боевых действий [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. Т. 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59114 (дата обращения: 20.01.2025)
Ermolaeva, A.V. Psychological characteristics of the personality of a combatant soldier [Electronic resource]. Psychological-Educational Studies, 2013. Vol. 5, no. 1. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59114 (viewed: 20.01.2025) - Ичитовкина, Е.Г., Бойко, Н.В., Жернов, С.В. Особенности психосоциальной адаптации комбатантов в условиях мирной жизни в зависимости от профиля их профессиональной деятельности // Гаудеамус. 2024. Т. 23. № 2. С. 42—50. ttps://doi.org/10.20310/1810-231X-2024-23-2-42-50
Ichitovkina, E.G., Boyko, N.V., Zhernov, S.V. Features of psychosocial adaptation of combatants in conditions of peaceful life, depending on the profile of their professional activity. Gaudeamus, 2024. Vol. 23, no. 2, pp. 42—50. (In Russ.). ttps://doi.org/10.20310/1810-231X-2024-23-2-42-50 - Москвитина, М.А., Москвитин, П.Н. Организационно-методические аспекты психологического сопровождения комбатантов и членов их семей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 7. С. 61—68. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.34.57.019
- Moskvitina, M.A., Moskvitin, P.N. Organizational and methodological aspects of psychological support for combatants and their family members. The Humanities and Social-Economic Sciences, 2023, no. 7, pp. 61—68. (In Russ.).
- Наумова, М.М. К вопросу о социальной дезадаптации участников боевых действий и подходах к их реабилитации // Вестник науки. 2023. Т. 5. № 10 (67). С. 766—770.
Naumova, M.M. On the issue of social maladaptation of combatants and approaches to their rehabilitation. Vestnik nauki, 2023. Vol. 5, no. 10 (67), pp. 766—770. (In Russ.). - Новикова, Я.О., Финикова, О.В. Психолого-педагогические аспекты реадаптации и реабилитации участников специальной военной операции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2024. № 3. С. 82—86.
Novikova, Ya.O., Finikova, O.V. Psychological and pedagogical aspects of readaptation and rehabilitation of participants in a special military operation. Problems of law-enforcement activity, 2024, no 3, pp. 82—86. (In Russ.). - Петров, В.Е. Факторная модель личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве и его диагностика // Прикладная психология и педагогика. 2024. № 4. С. 75—94. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-4-75-9
Petrov, V.E. Factor model of personal choice of participation in extreme volunteerism and its diagnosis. Applied Psychology and Pedagogy, 2024, no. 4, pp. 75—94. (In Russ.). https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-4-75-94 - Пригода, А.В. Кризисная психологическая помощь родственникам военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции // Шаг в науку. 2023. № 2. С. 42—45.
Prigoda, A.V. Crisis psychological assistance to relatives of military personnel taking part in a special military operation. Step to Science, 2023, no. 2, pp. 42—45. (In Russ.). - Проблема здоровья и адаптации военнослужащих, принимавших участие в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах / А.А. Зайцев, Т.Е. Левицкая, Е.Н. Дмитриева // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 165—168.
Zaytsev, A.A., Levitskaya, T.E., Dmitrieva, E.N. The problem of health and adaptation of military personnel who took part in modern local wars and armed conflicts. Tomsk State University Journal, 2009, no. 319, pp. 165—168. (In Russ.). - Психологическая поддержка участников вооруженных конфликтов: учебное пособие / Т.Н. Березина, Д.В. Деулин, К.И. Дьячук и др.; под общ. ред. М.И. Марьина, В.Е. Петрова. М.: КноРус, 2025. 308 с.
Berezina, T.N., Deulin, D.V., D’yachuk, K.I., et al.; Maryina, M.I., Petrova, V.E. (ed.). Psychological support for participants in armed conflicts: a textbook. Moscow: KnoRus, 2025. 308 p. (In Russ.). - Савченко, Т.Н., Головина, Г.М. Алекситимия как эмоциональный фактор структуры субъективного качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3. С. 82—92.
Savchenko, T.N., Golovina, G.M. Alexithymia as an emotional factor in the structure of subjective quality of life. Applied Legal Psychology, 2021, no. 3, pp. 82—92. (In Russ.). - Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий c постравматическими стрессовыми расстройствами / Н.А. Табашникова, Т.П. Филатова, И.В. Салдина и др. // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 9-2 (14). С. 158—161.
Tabashnikova, N.A., Filatova, T.P., Saldina, I.V. et al. Socio-psychological rehabilitation of combat participants with post-traumatic stress disorders. The National Association of Scientists, 2015, no. 9-2 (14), pp. 158—161. (In Russ.). - Структура временной перспективы участников боевых действий с ампутацией конечностей / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш, Н.Ю. Юнина-Пакулова и др. // Вестник РГМУ: научный медицинский журнал РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 2024. № 4. С. 64—71. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2024.028
Nikishina, V.B., Petrash, E.A., Yunina-Pakulova, N.Yu., et al. The structure of the time perspective of participants in combat operations with amputation of limbs. Bulletin of RSMU: Biomedical Journal of Pirogov University (Moscow. Russia), 2024, no. 4, pp. 64—71. (In Russ.). https://doi.org/10.24075/vrgmu.2024.028 - Шаранов, Ю.А., Душкин, А.С. Психологическая травматизация сотрудников правоохранительных органов, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2 (63). С. 26—38.
Sharanov, Yu.A., Dushkin, A.S. Psychological traumatization of law enforcement officers who performed operational and official tasks in special conditions. Applied Legal Psychology, 2023, no. 2 (63), pp. 26—38. (In Russ.). - Шепелева, В.В., Нестеренко, О.Б. Модель клинико-психологического сопровождения членов семей военнослужащих, участвующих в специальной военной операции // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 12 (81). С. 1514—1521.
Shepeleva, V.V., Nesterenko, O.B. A model of clinical and psychological support for family members of military personnel participating in a special military operation. Vestnik nauki, 2024. Vol. 4, no. 12 (81), pp. 1514—1521. (In Russ.). - Щедилов, А.В., Юдин, И.В. Организация и методика психологического сопровождения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, выполнявших служебно-боевые задачи экстремального характера // Психология и психотехника. 2024. № 3. С. 112—126. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2024.3.68721
Shchedilov, A.V., Yudin, I.V. Organization and methodology of psychological support for military personnel of the National Guard of the Russian Federation who performed service and combat missions of an extreme nature. Psychology and psychotechnics, 2024, no. 3, pp. 112—126. (In Russ.). https://doi.org/10.7256/2454-0722.2024.3.68721
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается история развития представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) у военнослужащих: с древнейших времен, когда первые случаи психогенных потерь были описаны в «Истории» Геродота, до Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, в ходе которой классический «снарядный шок», известный еще со времен Первой мировой войны, дополнился дронобоязнью и ее психологическими последствиями.
Цель данной статьи — выявить возможности совершенствования организации профилактики ПТСР и психореабилитационных мероприятий в работе психолога с участниками СВО. Дизайн исследования. На основе анализа реальных случаев ПТСР у военнослужащих, описанных в средствах массовой информации в открытом доступе, осуществить выявление психологических сложностей в решении боевых задач, а также проблем подготовки военнослужащих к условиям СВО и оказания им психореабилитационной помощи в соответствующих учреждениях.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 1. При подготовке командного состава ВС РФ необходимо максимально насытить программы обучения знаниями, умениями и навыками психологического характера. 2. В рамках психологической подготовки воинов необходимо учитывать особенности возникновения «снарядного шока» и дронобоязни. 3. При реализации психореабилитационных мероприятий необходимо учитывать специфику психотравмирующего опыта бойцов СВО. Вывод: использование разработанных авторами предложений в организации учебных мероприятий и оказании помощи участникам СВО будет способствовать снижению психогенных потерь в боевой деятельности и повышению боеспособности ВС РФ.
В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.
В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Обзор представляет собой описание исследований, связанных с проблемой цифровой зависимости, которые были проведены за последние пять лет и опубликованы в зарубежных журналах. Рассматриваются основные (традиционные — интернет, гаджет) зависимости, а также новые (современные — стрим) зависимости. Описывается влияние пандемии COVID-19 на процесс возникновения и развития цифровой зависимости, а также роль пандемии в ее последующем распространении. Описаны наиболее известные методы диагностики зависимости и их отличие друг от друга. Приводятся результаты исследований, в которых изучались социально-демографические характеристики, связанные с цифровой зависимостью, и обозначаются противоречия в этих исследованиях. Дается описание исследований, в ходе которых были установлены взаимосвязи цифровой зависимости и личностных (модель «Большая пятерка», мотивация, самоконтроль и другие), а также социально-психологических (межличностные отношения) характеристик. В выводах фиксируются основные противоречия и дальнейшие перспективы исследований, связанных с проблематикой цифровой зависимости.
В статье рассматриваются состояние и место кризисной психологии в ряду других направлений психологии и дается ее определение. Выдвинуто положение о «потере» человека в современной психологии, анализируются причины произошедшей смены диалога монологом и замены души на понятие «психика». Отмечается, что отечественная академическая психология по-прежнему недостаточно вторгается в реальную жизнь, изучая не конкретных людей, а некие схемы, замещая живую действительность абстрактными определениями и условными операциональными «эквивалентами». В качестве возможного теоретического основания кризисной психологии предложена психология повседневности. Выделены следующие положения, которые могут служить теоретическим основанием для кризисной психологии: 1) в основу методического инструментария следует положить диалог, как так он позволяет человеку оставаться субъектом при его изучении; 2) психобиографический подход необходимо рассматривать как основной для изучения личности в кризисной ситуации (как это сделано в психологии повседневности); 3) во главу исследования следует ставить реальность, имеющую субъективную значимость, и субъективную интерпретацию этой реальности; 4) необходим контроль исследования с позиций того, сохранится ли человек в процессе исследования за столбиками цифр и формул, не произошла ли замена жизненного мира человека субъективной репрезентацией исследователя. Обосновывается положение, что вместе с психологией повседневности в кризисную психологию приходят идеи феноменологии, конструктивизма, этнометодологии, интерпретативной ̆антропологии. Вывод: для кризисной психологии лучше использовать качественные методы исследования: наблюдение (в том числе включенное), изучение биографий, интервью, интерпретация символических форм, фокус-группы и др.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/