В статье рассматриваются состояние и место кризисной психологии в ряду других направлений психологии и дается ее определение. Выдвинуто положение о «потере» человека в современной психологии, анализируются причины произошедшей смены диалога монологом и замены души на понятие «психика». Отмечается, что отечественная академическая психология по-прежнему недостаточно вторгается в реальную жизнь, изучая не конкретных людей, а некие схемы, замещая живую действительность абстрактными определениями и условными операциональными «эквивалентами». В качестве возможного теоретического основания кризисной психологии предложена психология повседневности. Выделены следующие положения, которые могут служить теоретическим основанием для кризисной психологии: 1) в основу методического инструментария следует положить диалог, как так он позволяет человеку оставаться субъектом при его изучении; 2) психобиографический подход необходимо рассматривать как основной для изучения личности в кризисной ситуации (как это сделано в психологии повседневности); 3) во главу исследования следует ставить реальность, имеющую субъективную значимость, и субъективную интерпретацию этой реальности; 4) необходим контроль исследования с позиций того, сохранится ли человек в процессе исследования за столбиками цифр и формул, не произошла ли замена жизненного мира человека субъективной репрезентацией исследователя. Обосновывается положение, что вместе с психологией повседневности в кризисную психологию приходят идеи феноменологии, конструктивизма, этнометодологии, интерпретативной ̆антропологии. Вывод: для кризисной психологии лучше использовать качественные методы исследования: наблюдение (в том числе включенное), изучение биографий, интервью, интерпретация символических форм, фокус-группы и др.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2025020101
Смысл и интерпретация событий. Как человек интерпретирует свой опыт и понимает, что происходит? В повседневной психологии люди пытаются осмыслить свои действия и взаимодействия в обычных ситуациях, чтобы сохранить свою идентичность. В кризисной психологии кризисные события нарушают привычный мир человека и требуют переосмысления себя, нарушенной идентичности и реальности существования.
Список литературы
- Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 3—16.
Ancyferova, L.I. Psychology of everyday life: the life world of a personality and the “techniques” of its being // Psychological Journal. 1993. Vol. 14, no. 2, pp. 3—16. (In Russ.). - Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
Bakhtin, M.M. Aesthetics of verbal creativity. 2nd ed. Moscow: Art, 1986. 445 p. (In Russ.). - Братусь, Б.С. Психология — наука о психике или учение о душе? // Человек, 2000. № 4. С. 30—37.
Bratus’, B.S. Is psychology the science of the psyche or the study of the soul? The Human Being, 2000, no.4. pp. 30—37. (In Russ.). - Бубер, М. Два образа веры. М.: Республика. 1995. 592 с.
Buber, M. Two images of faith. Moscow: Republic. 1995. 592 p. (In Russ.). - Василюк, Ф.В. Методологический анализ в психологии. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет ; Смысл, 2003. 240 с.
Vasilyuk, F.V. Methodological analysis in psychology. Moscow: Moscow State University of Psyсhology and Education ; Smysl, 2003. 240 p. (In Russ.). - Гусельцева, М.С. Психология повседневности: методология, история, перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 51. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/397/909 (дата обращения: 20.01.2025) DOI:10.54359/ps.v10i51.397
Guseltseva, M.S. Everyday life psychology: methodology, history and perspectives [Electronic resource]. Psychological Studies, 2017. Vol. 10, no. 51. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/397/909 (viewed 20.01.2025) DOI:10.54359/ps.v10i51.397 (In Russ.). - Пергаменщик, Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии // Кризисные события и психологические проблемы человека. Минск: НИО, 1997. С. 5—16.
Pergamenshchik, L.A. Methodological aspects of crisis psychology // Crisis events and psychological problems of a person. Minsk: National Institute of Education, 1997. pp. 5—16. (In Russ.). - Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология: учебное пособие. Минск: Выш. шк., 2004. 239 с.
Pergamenshchik, L.A. Crisis Psychology: a textbook. Minsk: Higher school, 2004. 239 p. (In Russ.). - Пергаменщик, Л.А. По следам истории создания и развития кризисной психологии в Беларуси // Адукацыя і выхаванне, 2022. № 1 (361). С. 65—71.
Pergamenshchik, L.A. Following the history of the creation and development of crisis psychology in Belarus // Education and upbringing, 2022, no. 1 (361), pp. 65—71. (In Russ.). - Перестройка психологии: проблемы, пути решения («круглый стол») [Электронный ресурс] // Вопросы психологии, 1988. № 1. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/881/881005.htm (дата обращения: 20.01.2025)
Rebuilding of psychology: problems, solutions (round table) [Electronic resource] // Voprosy Psychologii. 1988, no. 1 (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/881/881005.htm (viewed 20.01.2025) - Перестройка психологии: проблемы, пути решения («круглый стол») [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 2. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/882/882005.htm (дата обращения: 20.01.2025)
Rebuilding of psychology: problems, solutions (round table) [Electronic resource] // Voprosy Psychologii. 1988, no. 2 (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/882/882005.htm (viewed 20.01.2025) - Перестройка психологии: проблемы, пути решения («круглый стол») [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 3. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/883/883005.htm (дата обращения: 20.01.2025)
Rebuilding of psychology: problems, solutions (round table) [Electronic resource] // Voprosy Psychologii. 1988, no. 3 (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/883/883005.htm (viewed 20.01.2025) - Перестройка психологии: проблемы, пути решения («круглый стол») [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 4. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884005.htm (дата обращения: 20.01.2025)
Rebuilding of psychology: problems, solutions (round table) [Electronic resource] // Voprosy Psychologii. 1988, no. 4 (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884005.htm (viewed 20.01.2025) - Перестройка психологии: проблемы, пути решения («круглый стол») [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 16 URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885016.htm (дата обращения: 20.01.2025)
Rebuilding of psychology: problems, solutions (round table) [Electronic resource] // Voprosy Psychologii. 1988, no. 6 (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885016.htm (viewed 20.01.2025) - Соколова, Е.Е. Превратить психологию «в науку о живом человеке…»: О психотехническом характере исследований школы А.Н. Леонтьева 1940-х гг. // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 3. С. 109—118. DOI:10.17759/chp.2024200311
Sokolova, E.E. To Turn Psychology “into a Science of the Living Human Beeing…”: On the Psychotechnical Character of Research of the A.N. Leontiev school of the 1940s // Cultural-Historical Psychology. 2024. Vol 20, no. 3, pp. 109—118. DOI:10.17759/chp.2024200311 (In Russ.). - Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Минск : Центр психол.-пед. проблем Чернобыля Нац. ин-та образования Респ. Беларусь, 1993. 112 с.
Socio-psychological rehabilitation of children and adolescents affected by the Chernobyl disaster. Minsk: The Center for Psychological and Pedagogical Problems of Chernobyl at the National Institute of Education of the Republic of Belarus, 1993. 112 p. (In Russ.). - Thomae, H. Das Individuum und seine Welt. Eine Persönlichkeitstheorie. Gottingen : Verlag für Psychologie, 1968. 661 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается история развития представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) у военнослужащих: с древнейших времен, когда первые случаи психогенных потерь были описаны в «Истории» Геродота, до Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, в ходе которой классический «снарядный шок», известный еще со времен Первой мировой войны, дополнился дронобоязнью и ее психологическими последствиями.
Цель данной статьи — выявить возможности совершенствования организации профилактики ПТСР и психореабилитационных мероприятий в работе психолога с участниками СВО. Дизайн исследования. На основе анализа реальных случаев ПТСР у военнослужащих, описанных в средствах массовой информации в открытом доступе, осуществить выявление психологических сложностей в решении боевых задач, а также проблем подготовки военнослужащих к условиям СВО и оказания им психореабилитационной помощи в соответствующих учреждениях.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 1. При подготовке командного состава ВС РФ необходимо максимально насытить программы обучения знаниями, умениями и навыками психологического характера. 2. В рамках психологической подготовки воинов необходимо учитывать особенности возникновения «снарядного шока» и дронобоязни. 3. При реализации психореабилитационных мероприятий необходимо учитывать специфику психотравмирующего опыта бойцов СВО. Вывод: использование разработанных авторами предложений в организации учебных мероприятий и оказании помощи участникам СВО будет способствовать снижению психогенных потерь в боевой деятельности и повышению боеспособности ВС РФ.
В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.
В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Статья посвящена исследованию проблемы психологических последствий пребывания человека в экстремальных условиях, а именно — оценке влияния личностного выбора участия в добровольчестве на субъективное отношение военнослужащих к семье. Выборка представлена 142 военнослужащимидобровольцами в возрасте 32,18 ± 10,04 года, принимавшими участие в специальной военной операции продолжительностью 13,37 ± 3,79 месяца. Эмпирическое исследование проводилось с помощью: 1) опросника оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова; 2) анкеты изучения отношения к семье; 3) анкеты ценностей жизнедеятельности. Основу математико-статистической обработки данных составили: 1) оценка различий в группах; 2) корреляционный анализ. Результаты исследования показали, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности связана с приоритетом у добровольцев таких ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, национальная идея, что во многом поддерживает комфорт и стабильность межличностных отношений в семье, формирует перспективы брачного союза. Подтверждена ценность семьи как мотивирующего фактора участия в добровольчестве. Личностный выбор позволяет исключить (сделать маловероятным) перенос проблем экстремальности на семью, снизить конфликтность в отношениях. Участие в вооруженном конфликте повышает значимость дружбы (товарищества) до уровня семейных отношений. Материал ориентирован на совершенствование мер психологической поддержки экстремального добровольчества в России, а также подхода к оказанию социально-психологической помощи семьям участников вооруженных конфликтов.
Обзор представляет собой описание исследований, связанных с проблемой цифровой зависимости, которые были проведены за последние пять лет и опубликованы в зарубежных журналах. Рассматриваются основные (традиционные — интернет, гаджет) зависимости, а также новые (современные — стрим) зависимости. Описывается влияние пандемии COVID-19 на процесс возникновения и развития цифровой зависимости, а также роль пандемии в ее последующем распространении. Описаны наиболее известные методы диагностики зависимости и их отличие друг от друга. Приводятся результаты исследований, в которых изучались социально-демографические характеристики, связанные с цифровой зависимостью, и обозначаются противоречия в этих исследованиях. Дается описание исследований, в ходе которых были установлены взаимосвязи цифровой зависимости и личностных (модель «Большая пятерка», мотивация, самоконтроль и другие), а также социально-психологических (межличностные отношения) характеристик. В выводах фиксируются основные противоречия и дальнейшие перспективы исследований, связанных с проблематикой цифровой зависимости.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/