В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
Идентификаторы и классификаторы
Нужно заметить, что требования представлены в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ к уровню физической подготовки граждан Российской Федерации, поступающих на военную службу по контракту, упражнениями, демонстрирующими физическую силу (подтягивание на перекладине, подъем переворотом на перекладине, подъем силой на перекладине, рывок двух гирь, толчок двух гирь, сгибание или разгибание рук в упоре лежа, жим штанги лежа), быстроту (бег на 60 м, бег на 100 м, челночный бег 10 х 10 м), выносливость (бег на 400 м, бег на 1 км, бег на 3 км, плавание 100 м вольным стилем или плавание на 100 м брассом) [15, с. 23]. При этом ничего не говорится о специальных упражнениях, но уже на людей, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, эти требования распространяются. Прослеживаются явные противоречия между программой физической подготовки молодых людей из образовательных организаций и требований «Наставления физической подготовки» для поступающих на венную службу. В программах общеобразовательных организаций по физической культуре вопрос формирования военно-прикладного навыка не стоит. Необходимо уточнить тот факт, что, хоть и на государственном уровне многое сделано, а именно: в России одним из ключевых документов является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в контексте «Национального проекта “Образование”».
Список литературы
1. Богданов И. В. Современные аспекты патриотического воспитания молодежи: опыт Кольского региона // Человек и образование. 2021. № 2. С. 65-69. EDN: MHGGUF
2. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын отечества // Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л.: АН СССР, 1938-1952. Т. 1 (1938). С. 213-223.
3. Горшкова В. В. Поиск новых смыслов российского патриотизма // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: ФГКВОУ ВО “Новосибирский военный ордена Жукова ин-т войск нацгвардии РФ”, 2023. С. 50-53. EDN: IMJWKJ
4. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма в 2 т. М.: Наука, 1991. Т. 1. 768 с.
5. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Полная версия / сост., вступ., примеч., коммент. С. Невская. СПб.: Питер, 2023. 768 с.
6. А. С. Макаренко - идеолог и мастер созидательного конфликта. Опыт научного осмысления педагогического населения / под ред. В. В. Горшковой. СПб.: СПбГУП, 2016. 372 с.
7. Бурляева В. А. Подготовка старшеклассников в учреждении дополнительного образования к планированию профессиональной карьеры: дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 237 с. EDN: NMEASH
8. Даль В. Толковый словарь живого великорусскаго языка. 3-е, испр. и знач. доп. изд. под ред. [и с предисл.] проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1903-1909.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с.
10. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
11. Маликова Н. Н., Зборовский Г. Е. Социолог как объект музейного дискурса: К 100-летию со дня рождения Льва Наумовича Когана (1923-2023) // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 2. С. 150-169. EDN: JEKTFK
12. Осипов А. И. Любовь, брак, семья. 4-е изд. М.: Братство святого апостола Иоанна, 2022. 176 с.
13. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 № 1014. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051 (дата обращения: 30.05.2024).
14. Военная педагогика: учебник / И. А. Алехин [и др.]. М.: Юрайт, 2023. 414 с. EDN: GFBNCF
15. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 года № 230.
16. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ.
17. Об обороне. Федеральный закон 31 мая 1996 года № 61-ФЗ.
18. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.
19. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082.
20. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 1990. 150 с. EDN: WHPYEJ
21. Фромм Э. Иметь или быть? / [пер. с нем. Э. Телятниковой]. М.: АСТ, 2023. 352 с.
22. Богданов И. В. Начальная военная подготовка в современных образовательных организациях России // Мир образования - образование в мире. 2023. № 2 (90). С. 163-169. EDN: HBSEXL
23. Алехин И. А., Дудулин В. В., Масягин В. П. Воспитание гражданина в семье, школе, вузе // Мир образования - образование в мире. 2022. № 3 (87). С. 20-28. EDN: RRSTJZ
24. Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в проблемном поле современного социума / под ред. В.В. Горшковой. СПб.: СПбГУП, 2019. 302 с. EDN: VPZSQK
25. Каримова А. Н., Амиров А. Ж. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 660-662. EDN: UUHGII
26. Шарухин А. П. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2017. 575 с. EDN: YQCLHO
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011