В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Идентификаторы и классификаторы
С 1955 по 1958 г. редактором газеты является Ю. В. Дербинов. В 1956 г. на отчетно-выборном партийном собрании партийной организации МГПИ им. В. И. Ленина 17 октября [22] обсуждался вопрос работы газеты. И ее результатами руководство вуза было довольно. Сам редактор тоже отмечал улучшения качества работы по сравнению с прошлым годом: «мы имеем студенческий актив в количестве 40–50 студентов, а год назад у нас практически не было такого актива, и газета фактически выпускалась усилиями десяти-двенадцати преподавателей». И предлагает перейти к выпуску четырехполосных номеров газеты, просит партийный комитет оказать помощь в распространении издания. 27 ноября 1957 г. на закрытом партийном собрании парторганизации МГПИ им. В. И. Ленина [23] обсуждался вопрос «О работе стенной и многотиражной печати института в 1956/1957 учебном году». По результатам выступления Ю. В. Дербинова в 1956 г. были приняты меры для укрепления состава редакции «более активными и работоспособными работниками». Ответственным секретарем был назначен вместо С. И. Волка Н. А. Сверчков, в состав редакции привлечены Рославец, Смолянкина, Барашов, Сурганов, Буняев. Расширен состав редколлегии и за счет студентов-комсомольцев Горбунова-Посадова, Эйдельнант, Харитонова, Чудакова, Гриневич и др. По инициативе редакции был выпущен ряд номеров, посвященных деятельности отдельных факультетов. Часть материалов «Ленинца», рассказывающих о связи студентов со школами, были перепечатаны «Учительской газетой».
Список литературы
1. Мифтахов И. Ф., Буранок О. М. Становление газеты САМГМУ “Медик” - первого медицинского корпоративного издания - в контексте культуры и вузовского сообщества 50-60-х годов ХХ века // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. Социальные, гуманитарные, медикобиологические науки. 2025. Т. 25, № 3 (90). С 95-106.
2. Геворгян А. А. Становление молодежной печати в вузах России и потенциал современных молодежных медиасредств в контексте реализации основ государственной молодежной политики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (65). Ч. 3. C. 24-27. EDN: XYASCR
3. Болкунов А. Н. Русская литература в контексте студенческой прессы России начала XXI века: автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2012. 24 с. EDN: QIFYYR
4. Бабикова С. О. Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 23 с. EDN: ZKVFQR
5. Солдаткина Я. В. Медиаобраз учителя в современных средствах массовой информации: основные направления и факторы трансформации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 2. С. 261-277. EDN: VTKDRT
6. Протокол № 13 заседания партийного бюро МГПИ им. В.И. Ленина от 30 мая 1951 года // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 7-10.
7. Протокол № 14 заседания партийного бюро МГПИ им. В.И. Ленина от 13 июня 1951 года // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 11-12.
8. Ленинец. 1978. № 33 (1000) от 16 ноября.
9. “Ленинец” № 1000 // Ленинец. 1978. № 33 (1000) от 16 ноября.
10. Протокол № 18 заседания партийного бюро МГПИ им. В.И. Ленина от 19 сентября 1951 года // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 45-50.
11. Сластенин В. А. Обсуждаем концепцию 12-летней школы // Педагогический университет. 2000. № 2 от 10 февраля.
12. Сластенин В. А. У нас самый лучший факультет // Педагогический университет. 2000. № 5 от 30 марта.
13. Славина В., Козырева А. Виталий Александрович Сластенин: “Счастье - не в обладании счастьем, а в ощущении движения к нему” // Педагогический университет. 2000. № 11 от 1 сентября.
14. Богатырева Н. “Это соединилось во мне - и педагогическое дело, и литературное” // Педагогический университет. 1996. № 7 от 28 марта.
15. Протокол № 6 Отчетно-выборного партийного собрания первичной партийной организации МГПИ им. В.И. Ленина // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 1-117.
16. Терновский А. “С новым годом, дорогие друзья!” // Ленинец. 1954. № 1 от 10 января.
17. Сергей Николаевич Раковский. Сведения об авторах // География. 2002. № 28.
18. Березин В. Ф. “Вспомним всех поименно”: Светлой памяти Сергея Николаевича Раковского (07.04.1923-1994) // МПГУ. URL: https://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-sergeja-nikolaevicha-rakovskogo-07-04-1923-1994/(дата обращения: 05.09.2024).
19. По следам выступлений “Ленинца” // Ленинец. 1955. № 7 от 13 февраля.
20. Визбор Ю. Москвичка // Ленинец. 1955. № 6 от 6 февраля.
21. Дворцов В. Незаполненная графа // Ленинец. 1955. № 14 от 3 апреля.
22. Протокол № 1 Отчетно-выборного партийного собрания первичной партийной организации МГПИ им. В. И. Ленина // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 37. 216 л.
23. Протокол № 1 Закрытого партийного собрания партийной организации МГПИ им. В. И. Ленина // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 42. 225 л.
24. Протокол № 1 Отчетно-выборного партийного собрания первичной партийной организации МГПИ им. В. И. Ленина // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 45. 219 л.
25. Ленинец. 1958. № 29 от 28 октября.
26. Ленинец. 1958. № 30 от 6 ноября.
27. Протокол № 4 заседания Парткома МГПИ им. В. И. Ленина // ЦГА Москвы. Ф. П-1402, Оп. 1. Ед. хр. 46. 218 л.
28. Эк. В. Человек своей песни // Ленинец. 1959. № 20 от 5 июня.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011