В статье рассматриваются особенности повествовательной техники (нарративов) двух историков, относившихся к разным языковым и религиозным традициям, - Иоанна Никиуского, коптского епископа-монофизита из города Никиу (вторая половина VII в.), и прославленного византийского историка эпохи правления Юстиниана I (527-565) Прокопия Кесарийского. Автор сопоставляет сведения двух историков по одному и тому же сюжету - военной кампании Юстиниана в Лазике, небольшом царстве на западе современной Грузии, проведенной в 527-528 гг. Данное сопоставление позволяет выявить специфику методов каждого из историков. Главные вопросы, поставленные в статье: как Иоанн Никиуский и Прокопий Кесарийский рассказывали о вой не в Лазике, в какой последовательности они поместили сюжеты и события, какой идеологической линии придерживались. Главный вывод состоит в том, что труд Иоанна Никиуского («Хроника») принадлежал к жанру церковной истории и в содержательном плане отражал ценности христианской идеологии. Вместе с тем Иоанн Никиуский хорошо знал труды Прокопия, но использовал их выборочно, отдавая предпочтение христианской историографии. Это хорошо видно как раз на примере сюжета с вой ной в Лазике, где Иоанн практически полностью следовал версии, изложенной не у Прокопия, а у другого христианского хрониста - Иоанна Малалы, тоже жившего во времена Юстиниана.
Идентификаторы и классификаторы
Иоанн Никиуский, коптский епископ г. Никиу 1 на юго-западе дельты Нила в Египте, живший во второй половине VII в 2., известен исследователям как автор исторического труда под названием «Хроника», охватывающего период от сотворения мира до завоевания Египта арабами в 640–643 гг. На рубеже XII–XIII вв. или позже, в начале XIV в., эта «Хроника» была переведена с коптского или греческого оригинала на арабский, а с арабского – на классический эфиопский (геэз), перевод же на геэз был выполнен в 1601 г. при дворе императора Эфиопии Иакова I (1597–1603) 3. До наших дней «Хроника» Иоанна Никиуского сохранилась только в эфиопском переводе 4, который был издан в 1883 г. французским востоковедом А. Зотенбером. Через несколько лет, в 1916 г., ирландско- британский библеист Р. Чарльз подготовил по изданию А. Зотенбера английский перевод «Хроники», который мы и будем цитировать в данной статье 5.
Список литературы
1. Booth Ph. (2011). Shades of Blues and Greens in the Chronicle of John of Nikiou. Byzantinische Zeitschrift, 104 (2), 555-601.
2. Börm H. (2007). Prokop und die Perser. Untersuchungen zu den römischsasanidischen Kontakten in der ausgehenden Spätantike. Stuttgart: Franz Steiner.
3. Braund D. (1994). Georgia in Antiquity. A History of Colchis and Transcaucasian Iberia 550 BC - AD 562. Oxford: Clarendon Press.
4. Brodka D. (2016). Prokop von Kaisareia und seine Informanten: Ein Identifikationsversuch. Historia, 65(1), 108-124.
5. Carile A. (1986). Giovanni di Nikius, cronista bizantino-copto del VII secolo. In Byzantium: tribute to Andreas N. Stratos (Vol. 2: Theology and Philology, pp. 353-398). Athens: Nia A. Stratos.
6. Carrié J.-M. (2003). Jean de Nikiou et sa Chronique: une écriture “égyptienne” de l’histoire. In N. Grimal, & M. Baud (Eds.), Événement, récit, histoire ofÏciele: L’écriture de l’histoire dans les monarchies antiques: Actes du Colloque du Collège de France 24-25 juin 2002 (pp. 155-172). Paris: Cybèle.
7. The Chronicle of John Bishop of Nikiu. Charles R. H. (Ed.). 1916. London; Oxford: Williams and Norgate.
8. Colin G. (1995). L’Égypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Revue d’Égyptologie, 46, 43-54.
9. Colvin I. (2013). Reporting Battles and Understanding Campaigns in Procopius and Agathias: Classicising Historians’ Use of Archived Documents as Sources. In A. Sarantis, & N. Christie (Eds.), War and Warfare in Late Antiquity (Vol. 2, pp. 571-598). Leiden: Brill.
10. Elagina D. (2018). The Textual Tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the Critical Edition of the Ethiopic Version (PhD Dissertation). Universität Hamburg, Hamburg.
11. Emion M. (2021). Les lettres dans la Guerre des Goths de Procope. Motif littéraire et réalités militaires. In Th. Deswarte, B. Dumézil, & L. Vissière (Eds.), Epistola 3. Lettres et conflits: Antiquité tardive et Moyen Âge (pp. 141-158). Madrid: Casa de Velázquez.
12. Fiaccadori G. (2009). John of Nikiou. In D. Thomas, & B. Roggema (Eds.), Christian- Muslim Relations. A Bibliographical History (Vol. 1, pp. 209-218). Leiden; Boston: Brill.
13. Французов С. А. Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. Сер. 3: Филология. Вып. 4 (22). С. 77-86. EDN: NFSITV
14. Greatrex G. (2014). Perceptions of Procopius in Recent Scholarship. Histos, 8, 76-121.
15. Procopii Caesariensis opera omnia (Vol. 1: De bellis libri I-IV). Haury J., Wirth G. (Ed.). 1962. Lipsiae: B. G. Teubner.
16. Howard-Johnston J. (2010). Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford: Oxford University Press.
17. Hoyland R. (1997). Seeing Islam as Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam. Princeton: The Darwin Press.
18. Murray J. (2018). Procopius and Boethius. Christian Philosophy in the Persian Wars. In Chr. Lillington- Martin, & E. Turquois (Eds.), Procopius of Caesarea: Literary and Historical Interpretations (pp. 104-120). London; New York: Routledge.
19. The Oxford Dictionary of Late Antiquity (Vol. 2: J-Z). Nicholson O. (Ed.). 2019. Oxford: Oxford University Press.
20. Nobbs A. (2018). Digressions in Procopius. In G. Greatrex, & S. Janniard (Eds.), Le monde de Procope = The World of Procopius (pp. 163-171). Paris: de Boccard.
21. Rodinson M. (1974). Notes sur le texte de Jean de Nikiou. In IV Congresso Internazionale di Studi Etiopici (Roma, 10-15 aprile 1972) (Vol. 2: Sezione Linguistica, pp. 127-137). Roma: Accademia Nazionale dei Lincei.
22. Савельева Д. И. Египетский город Никиу в эфиопском синаксаре // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. О. Ю. Климова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. Вып. 22 (1-2). С. 268-273.
23. Stickler T. (2018). Prokop und die Vergangenheit des Reiches. In G. Greatrex, & S. Janniard (Eds.), Le monde de Procope = The World of Procopius (pp. 141-162). Paris: de Boccard.
24. Stickler T. (2019). Die Transkaukasische Kriegsschauplatz bei Prokop. In U. Hartmann (Ed.), Iberien zwischen Rom und Iran: Beiträge zur Geschichte und Kultur Transkaukasiens in der Antike (pp. 153-177). Stuttgart: Franz Steiner.
25. Stickler T. (2022). Procopius and Christian Historical Thought. In M. Meier, & F. Montinaro (Eds.), A Companion to Procopius of Caesarea (pp. 212-230). Leiden: Brill.
26. Thesz J. M. (2016). Die christliche Paideia des Johannes Malalas. In M. Meier, Chr. Radtki, & F. Schulz (Eds.), Die Weltchronik des Johannes Malalas (Vol. 1: Autor - Werk - Überlieferung, pp. 27-44). Stuttgart: Franz Steiner.
27. Treadgold W. (2007). The Early Byzantine Historians. Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan.
28. Witakowski W. (2006). Ethiopic Universal Chronography. In M. Wallraff (Ed.), Julius Africanus und die christliche Weltchronistik (pp. 285-301). Berlin; New York: De Gruyter.
29. Yirga F.-S. (2020). The Chronicle of John of Nikiu: Historical Writing in Post-Roman Egypt (PhD Dissertation). Ohio State University, Columbus.
30. Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Zotenberg H. (Ed.). 1883. Paris: Imprimerie nationale.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Западный фортификационный комплекс города на плато Эски- Кермен состоит из оборонительной стены, западного входа в город и крепостного зернохранилища. В 2024 г. автор статьи обследовал фортификационные сооружения на сильно заросшем лесом и кустарником западном краю плато и получил новую информацию о западном участке обороны города. За выступающим скальным выступом X после расчистки от кустарника и деревьев удалось вновь открыть исследовавшийся в 1929 г. участок оборонительной стены. Длина участка составляет 32,7 м. Внешняя и внутренняя облицовка стены сложена из хорошо обтесанных крупных прямоугольных известняковых блоков. Пространство между кладками заполнено необработанными камнями, залитыми известняковым раствором. Длина больших блоков составляет 3,02 м, толщина - 0,4 м, высота - 0,82 м; длина меньших блоков - 1,28 м, толщина - 0,35-0,4 м, высота - 0,82 м; толщина забутовки - 0,85 м. Общая толщина стены в итоге составляет 1,6-1,65 м. Блоки облицовки западной стены значительно длиннее блоков восточной стены. Информация, полученная в результате нового исследования, позволяет пересмотреть выполненные Н. И. Репниковым и Е. В. Веймарном реконструкции обороны на западной стороне плато Эски-Кермен. Опровергнут вывод Е. В. Веймарна о наличии почти на всех выступающих на западном краю скалах оборонительных сооружений. Западную сторону плато защищали высокие вертикальные обрывы и возведенная византийскими военными инженерами оборонительная стена.
Эфесский собор 431 г. дал начало формированию в Римской империи и христианской церкви института Вселенского собора. В IV - начале V в. эпитет «вселенский» время от времени прилагался только к Никейскому собору 325 г. Последующие Соборы, вне зависимости от их значимости и представительности, не претендовали на статус «вселенского» и не прилагали к себе этого эпитета, чтобы подчеркнуть уникальность и особый статус Собора в Никее. Первая сознательная попытка приложить к своему Собору эпитет «вселенский» и уравнять его статус и значимость с Никейским была предпринята епископами во главе с Кириллом Александрийским в Эфесе. Настоящая статья представляет собой анализ актов Собора 431 г., с целью выявить обстоятельства, которые побудили сторонников Кирилла Александрийского применить к их Собору эпитет «вселенский» и заявить о его равнозначности Никейскому собору 325 г. Показано, что это было сделано в ситуации раскола, когда приверженцы Иоанна Антиохийского открыли в Эфесе свой Собор, отказавшись признать легитимность решений Кирилла Александрийского и его сторонников в отношении Нестория Константинопольского и его вероучения. Обе партии, считавшие легитимным Собором себя, а противников называвшие «отступническим синедрионом», вынесли друг другу осуждение, а затем апеллировали к императору. В этой ситуации Собору Кирилла Александрийского было необходимо продемонстрировать, что именно он является легитимным, а его решения - правомерными. Использовав прибытие римских легатов и их присоединение к решениям первой соборной сессии, сторонники Кирилла объявили свой Собор общим Собором Востока и Запада и, как следствие, вселенским. Именно с момента присоединения римских легатов к приговору против Нестория, Собор Кирилла Александрийского начинает использовать в своих документах эпитет «вселенский» наряду с эпитетами «святой и великий». Как следствие, возникает идея о Вселенском соборе не как о разовом событии, а как об особом институте, обладающем высшим вероучительным и церковно-политическим авторитетом, которая затем окончательно утверждается на Эфесском соборе 449 г. и Халкидонском соборе 451 г.
Статья посвящена антропологическому аспекту захвата Рима вой сками Алариха, кульминационного события кризиса 408-410 гг. на Апеннинском полуострове. Опираясь на сведения нарративных источников, археологические данные, применяя метод просопографического анализа, автор исследует сведения о повреждениях частных и общественных зданий города Рима, а также анализирует, как горожане спасались от готской угрозы. Автор приходит к заключению, что отсутствие археологически зафиксированных разрушений в Риме, надежно связанных с разграблением 410 г., не является свидетельством того, что город не пострадал. Повреждения затронули всю территорию Рима, а насилия, грабежи и убийства коснулись многих жителей. Пытаясь спастись от варваров, римляне бежали из города или искали убежища в храмах. Но если простые горожане оставались в Риме или эвакуировались на о. Игилий, то аристократы имели возможность мигрировать в западном направлении (о. Игилий), южном (Северная Африка), восточном (Палестина) или северном (Равенна). За некоторыми исключениями во всех проанализированных случаях миграции были краткосрочными. Переезды же римских аристократов из Италии в Северную Африку или Палестину, возможно, были связаны не столько с нашествием варваров, сколько с желанием посвятить себя служению Богу вдали от городских центров. В целом, разграбление Рима 410 г. оказалось тяжелым испытанием для города и его жителей, однако экономические ресурсы, которыми владели представители сенаторской аристократии, позволили быстро восстановить прежний уровень жизни.
Целью статьи является определение основных черт и особенностей костюма оседлого населения Боспора Киммерийского в гуннскую эпоху (последняя треть IV - середина V в.). Элементы мужского костюма представлены в основном металлическими деталями ременной гарнитуры пояса и обуви. Женский костюм этой эпохи принадлежит нескольким традициям: понтийской, германской и понтогерманской. Понтийская традиция характеризуется наличием элементов женского убора (серьги, ожерелья, браслеты, металлические аппликации) при отсутствии фибул, типичных для германцев. Костюм германской традиции включает две парных фибулы, находившиеся на плечах или пекторальной части. Понтогерманский костюм включает как германские фибулы, так и элементы понтийского костюма. Основными предметами, определяющими специфику костюма Боспора Киммерийского в гуннское время, являются некоторые типы гарнитуры пояса и обуви, фибулы местной традиции, металлические накладки-аппликации, металлические пронизи, ожерелья с конусовидными подвесками и лунницами, калачевидные и трехлепестковые серьги, металлические зеркала с центральной петлей, браслеты с зооморфными окончаниями. В костюме боспорян гуннского времени присутствуют и другие элементы, зона распространения которых охватывает огромные территории, и поэтому они не могут считаться типично боспорскими. К ним можно отнести фибулы-цикады, серьги с многогранником на одном конце, браслеты с расширенными концами, «хоботковидные» пряжки и др. Вместе с тем характерные для понтийского / боспорского костюма элементы также широко распространяются в Европе гуннского времени. Все это придает боспорскому костюму эпохи Великого переселения народов вполне интернациональный характер, типичный для оседлого населения как на территории Римской империи, так и в прилегающих регионах Барбарикума.
Автор статьи исходит из того, что основной задачей Аммиана Марцеллина при описании кочевников в XXXI книге Res Gestae была не адекватная презентация их как абсолютно чуждых для античной цивилизации сил, но как одной из первопричин цепи событий, которые привели к катастрофе под Адрианополем в 378 г. По мнению автора статьи, для решения такой литературно-пропагандистской задачи историк не только расчеловечил гуннов, представив их чудовищной альтернативой античной цивилизации, но и использовал для этого богатый набор стереотипов описания варварского мира, формировавшихся еще во времена Гомера и Геродота и закрепившихся в эпоху Тацита и Вергилия. При этом автор Res Gestae даже не делает попытки ранжировать такие пассажи и характеристики по принципу уровня достоверности, по жанровому происхождению и т. д. Кроме того, Аммиан отверг типичную для этих стереотипов идеализацию примитивной, лишенной стремления к излишествам жизни варваров. Все качества пасторальной и умеренной жизни примитивных этносов представлены в Res Gestae негативно, чтобы гиперболизировать чуждость этих народов. Построенная на подобных принципах идея возможности использования стереотипов как кривого зеркала добавила непредсказуемости в восприятие варварского мира. Отчасти эта непредсказуемость (еще бόльшая чуждость) определялась отсутствием земледелия, законов, цивилизованного жилья, царской власти и т. д., что делало этих номадов сродни циклопам, изображенным Гомером. Все эти качества в совокупности исключали возможность договоренностей с варварами подобного типа. На фоне пережитой катастрофы под Адрианополем констатация этого факта делала будущее империи еще более неопределенным.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru