Целью статьи является определение основных черт и особенностей костюма оседлого населения Боспора Киммерийского в гуннскую эпоху (последняя треть IV - середина V в.). Элементы мужского костюма представлены в основном металлическими деталями ременной гарнитуры пояса и обуви. Женский костюм этой эпохи принадлежит нескольким традициям: понтийской, германской и понтогерманской. Понтийская традиция характеризуется наличием элементов женского убора (серьги, ожерелья, браслеты, металлические аппликации) при отсутствии фибул, типичных для германцев. Костюм германской традиции включает две парных фибулы, находившиеся на плечах или пекторальной части. Понтогерманский костюм включает как германские фибулы, так и элементы понтийского костюма. Основными предметами, определяющими специфику костюма Боспора Киммерийского в гуннское время, являются некоторые типы гарнитуры пояса и обуви, фибулы местной традиции, металлические накладки-аппликации, металлические пронизи, ожерелья с конусовидными подвесками и лунницами, калачевидные и трехлепестковые серьги, металлические зеркала с центральной петлей, браслеты с зооморфными окончаниями. В костюме боспорян гуннского времени присутствуют и другие элементы, зона распространения которых охватывает огромные территории, и поэтому они не могут считаться типично боспорскими. К ним можно отнести фибулы-цикады, серьги с многогранником на одном конце, браслеты с расширенными концами, «хоботковидные» пряжки и др. Вместе с тем характерные для понтийского / боспорского костюма элементы также широко распространяются в Европе гуннского времени. Все это придает боспорскому костюму эпохи Великого переселения народов вполне интернациональный характер, типичный для оседлого населения как на территории Римской империи, так и в прилегающих регионах Барбарикума.
Идентификаторы и классификаторы
Элементы мужского костюма представлены в основном металлическими деталями ременной гарнитуры пояса и обуви (ил. 1, 3–24) 1. Это так называемые хоботковидные пряжки, в том числе с инкрустированным декором на щитке, накладки, обоймицы, наконечники ремней, заклепки. Они в большом количестве обнаружены в мужских погребениях некрополей Пантикапея (например, склеп 1896 г. на Глинище, гробница 11.1899 г., склепы 24.6.1904 г., 145.1904 г., 165.1904 г., 175.1904 г., 179.1904 г., 11.2001 г., склеп на Тарханской дороге 1914 г. и др.), Фанагории (склеп 50.1937 г.; склепы западного некрополя – склеп 1.1991 г. / погребение 4 и 4.1995 г.; склепы восточного некрополя – 1.2005 г., 3.2005 г., 9.2005 г., 10.2005 г., 25.2005 г., 32.2005 г., 34.2005 г., 41.2005 г., 315.2019 г., вероятно, детский склеп 12.2005 г.) 2, также в Фонтале на Тамани и в некрополе Китея / Джурга- Оба (кенотаф 16). Подобные изделия очень широко распространяются в Европе в эпоху Великого переселения народов.
Список литературы
1. Абакаров А. И., Давудов О. М. Археологическая карта Дагестана. М.: Наука, 1993. EDN: RRPEVP
2. Амброз А. К. Фибулы юга европейской части СССР II в. до н. э. - IV в. н. э. М.: Наука, 1966. EDN: RBNDIH
3. Anke B. (1998). Studien zur Reiternomadischen Kultur des 4. bis 5. Jahrhunderts. Weissbach: Beier&Beran.
4. Ben Abed A. (2008). Le trésor de Thuburbo Majus (Tunisie). In J.-J. Aillagon (Ed.), Rome et les Barbares. La naissance d’un nouveau monde (pp. 334-336). Venise: Skira.
5. Ben Abed A. (2008). Présence vandale dans le pays de Carthage. In J.-J. Aillagon (Ed.), Rome et les Barbares. La naissance d’un nouveau monde (pp. 331-333). Venise: Skira.
6. Тайна золотой маски: каталог выставки / науч. ред. А. М. Бутягин. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2009.
7. Думберг К. Е. Извлечение из отчета о раскопках гробниц в г. Керчи и его окрестностях в 1899 г. // Известия Императорской археологической комиссии. 1901. Т. 1. С. 80-93.
8. Ермолин А. Л. Кроваво-золотой стиль “клуазонне” в ювелирных изделиях Боспора (по материалам некрополя Джурга-Оба) // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира / ред. В. Ю. Зуев. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 70-77.
9. Ermolin A. (2012). Džurga- Oba - a Cemetery of the Great Migration Period in the Cimmerian Bosporus. In V. Ivanišević, & M. Kazanski (Eds.), The Pontic-Danubian Realm in the Period of the Great Migration (pp. 340-348). Paris: ACHByz.
10. Kazanski M., Akhmedov I. (2007). La tombe de Mundolsheim (Bas-Rhin). Un chef militaire nomade au service de Rome. In J. Tejral (Ed.), Barbaren im Wandel. Beiträge zur Kultur - und Identtätsumbildung in der Völkerwanderungszeit (pp. 173-197). Brno: Archäologisches Institut der Akademie der Wisseschaften der Tcherchischen Republik Brno.
11. Казанский М. М., Мастыкова А. В. Престижное оружие, конское снаряжение и воинский убор эпохи Великого переселения народов на Боспоре Киммерийском // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2023. Вып. 28. С. 167-217. EDN: ITKXZI
12. Хайрединова Э. А. Серьги-калачики из Крыма // Imperium et Barbaricum: взаимодействие цивилизаций: сб. ст. в честь 70-летия М. М. Казанского / отв. ред. А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова. Симферополь: Антиква, 2023. С. 210-218. EDN: DDJITO
13. Лысенко А. В., Юрочкин В. Ю. Некрополь Пантикапея-Боспора (по материалам исследований 2000-2002 г.) // О древностях Южного берега Крыма и гор таврических. Киев: Стилос, 2004. С. 94-166.
14. Малашев В. Ю. Периодизация ременных гарнитур позднесарматского времени // Сарматы и их соседи на Дону: материалы и исследования по археологии Дона / отв. ред. Ю. К. Гугуев. Ростов-на-Дону: Терра, 2000. Вып. 1. С. 194-232. EDN: VGBIKX
15. Марченко М. Д. Раскопки восточного некрополя Фанагории в 1950-1951 гг. // Фанагория / отв. ред. А. П. Смирнов. М.: Академия наук СССР, 1956. С. 102-127.
16. Масленников А. А. Семейные склепы сельского населения позднеантичного Боспора. М.: Институт археологи РАН, 1997. EDN: THUPAX
17. Мастыкова А. В. Средиземноморский женский костюм с фибулами-брошами на Северном Кавказе в V-VI вв. // Российская археология. 2005. № 1. С. 22-36. EDN: HSGIYV
18. Мастыкова А. В. Женский костюм Центрального и Западного Предкавказья в конце IV - середине VI в. н. э. М.: Институт археологи РАН, 2009. EDN: QPOALX
19. Мастыкова А. В. Женский костюм черняховской культуры с двупластинчатыми фибулами // Петербургский Апокриф. Послание от Марка / отв. ред. О. В. Шаров. Кишенев: Университет “Высшая антропологическая школа”, 2011. С. 341-365. EDN: TDCRJJ
20. Мастыкова А. В. Княжеский костюм с золотыми аппликациями в эпоху Великого переселения народов // Краткие сообщения Института археологии. 2014. Вып. 232. С. 136-150. EDN: TCUQVB
21. Мастыкова А. В. Зеркала типа Карповка: к вопросу о формировании салтово-маяцкой культуры Среднего Дона // Дивногорский cборник. 2016. Вып. 6. С. 241-254. EDN: YSNCIY
22. Мастыкова А. В. Крым - Дунай - Ютландия: браслеты и цепи с зооморфными элементами в “княжеской” культуре эпохи Великого переселения народов // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ. Вып. 2: Миры Византии / отв. ред. Н. А. Алексеенко. Симферополь, 2019. С. 35-48. EDN: CRLOXC
23. Мастыкова А. В. О браслетах с зооморфными окончаниями из могильника Джурга-Оба в Восточном Крыму (эпоха Великого переселения народов) // Нижневолжский археологический вестник. 2019. Т. 18, № 2. С. 169-180. EDN: ETCHGA
24. Мастыкова А. В. Некоторые элементы женского убора оседлого населения пограничья степи в эпоху Великого переселения народов: миграция или мода? // Stratum plus. 2020. № 5. С. 75-90. EDN: VNZAXV
25. Мастыкова А. В. Зеркала типа Карповка - Анке-4 на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье: происхождение, распространение, датировка // XXXI Крупновские чтения “Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения” / отв. ред. М. С. Гаджиев. Махачкала: Мавраев, 2020. С. 389-391.
26. Мастыкова А. В. Золотые ожерелья с удлиненными подвесками эпохи Великого переселения народов и их средиземноморско-понтийские истоки // XIII Международный Византийский семинар “ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис”: материалы науч. конф. / отв. ред. Н. А. Алексеенко. Симферополь: ИТ “АРИАЛ”, 2021. С. 191-200.
27. Мастыкова А. В. Золотые аппликации и трубочки-пронизи в престижном женском костюме в гуннское время // Археологическое наследие. 2021. № 1(4). С. 149-151. EDN: TXRUPI
28. Мастыкова А. В. Металлические зеркала с поселения Стаево // Торгово-ремесленный комплекс у с. Стаево в верховьях р. Воронеж (конец V-VII вв.) и некоторые проблемы археологии Верхнего Подонья эпохи раннего Средневековья / отв. ред. А. М. Обломский. М.; СПб.: Нестор-История, 2022. С. 85-94, 436-442.
29. Мастыкова А. В. Золотые ожерелья гуннского времени типа Гранада-Альбайсин в Северном Причерноморье // Краткие сообщения Института археологии. 2024. Вып. 274. С. 196-216. EDN: LLDVUV
30. Мастыкова А. В., Казанский М. М. О происхождении “княжеского” костюма варваров гуннского времени (горизонт Унтерзибенбрунн) // II Городцовские чтения / отв. ред. И. В. Белоцерковкая. М.: ГИМ, 2005, С. 253-267. EDN: RLIINA
31. Мастыкова А. В., Казанский М. М., Сапрыкина И. А. Пашковский могильник № 1. Т. 2: Исследование материалов Пашковского могильника № 1. М.: Институт Археологии РАН, 2016.
32. Медведев А. П. Позднеантичный некрополь Фанагории (по материалам раскопок 2005 г.) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: история, политология, социология. 2011. Вып. 1. С. 32-37. EDN: NXWPAL
33. Медведев А. П. Позднеантичный некрополь Фанагории 4-5 вв. (раскопки 2005 г.) // Материалы по археологии и истории Фанагории / отв. ред. В. Д. Кузнецов. М.: Институт археологи РАН, 2013. Вып. 1. С. 330-402. EDN: YKHMJR
34. Opreanu C. H., Luca S. A. (2007). Die Gräber der Völkerwanderungszeit von Miercurea Sibiului (jud. Sibiu). Archäologiches Korrspondenzblatt, 37(4), 563-568.
35. L’Or des princes barbares. Du Caucase à la Gule Ve siècle après J.-C. (2000). Paris: Paris- Musées.
36. Pilet C. (2008). Le trésor d’Airan (Normandie, France). In J.-J. Aillagon (Ed.), Rome et les Barbares. La naissance d’un nouvel monde (pp. 268-271). Venise: Skira.
37. Quast D. (1999). Cloisonierte Scheibenfibeln aus Achmim - Pentapolis. Archäologisches Korrepondenzblatt, 29, 111-124.
38. Ščukin M., Kazanski M., Sharov O. (2006). Des Goths aux Huns: le Nord de la mer Noire au Bas- Empire et à l’époque des Grandes Migrations. Oxford: John and Erica Hedges, Ltd.
39. Шаров О. В. Боспорское царство и варварский мир Центральной и Восточной Европы в позднеримскую эпоху (середина II - середина IV вв.). М.: Институт археологии РАН, 2022.
40. Шкорпил В. В. Отчет о работе в Керчи в 1904 г. // Известия Императорской археологической комиссии. 1907. Вып. 25. С. 1-66.
41. Строков А. А. К изучению социальной структуры позднеантичного Азиатского Боспора // Российская археология. 2018. № 1. С. 17-35. EDN: YLZEFL
42. Tejral J. (2011). Einheimische und Fremde. Das norddanubische Gebet zur Zeit der Völkerwanderung. Brno: Archäologisches Institut AW CR.
43. Трейстер М. Ю. Золото Фанагории. Типологический, стилистический и хронологический анализ // Золото Фанагории / отв. ред. М. Ю. Трейстер. М.: Институт археологии РАН, 2015. С. 77-181.
44. Тункина И. В., Застрожнова Е. Г., Шаров О. В. Первое золото Фанагории: “браслет Ван дер Вейде” // Stratum plus. 2018. № 4. С. 371-383. EDN: XVBNRZ
45. Ворошилов А. Н., Ворошилова О. М. Тайник в позднеантичном склепе Фанагории (предварительная публикация) // Краткие сообщения Института археологии. 2019. Вып. 257. С. 174-181. EDN: LNYIRX
46. Ворошилова О. М. Позднеантичное погребение с монетами из некрополя Фанагории // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. Вып. 4. С. 137-145. EDN: ONWOCT
47. Ворошилова О. М. Склеп позднеантичного времени из раскопок Фанагории в 2011 г. // Stratum plus. 2013. № 4. С. 123-131. EDN: QZILKT
48. Werner J. (1956). Beiträge zur Archäologie des Attila- Rechies. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften.
49. Засецкая И. П. Классификация полихромных изделий гуннской эпохи по стилистическим данным // Древности эпохи Великого переселения народов V-VIII веков: Советско-венгерский сборник / отв. ред. А. К. Амброз, И. Ф. Эрдели. М.: Наука, 1982. С. 14-30.
50. Засецкая И. П. Материалы Боспорского некрополя второй половины IV - первой половины V вв. н. э. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 1993. Вып. 3. С. 23-105.
51. Зинько Е. А. Исследование некрополя Пантикапея в 2001 году // Боспор Киммерийский. Понт и варварский мир в период античности и средневековья / отв. ред. В. Н. Зинько. Керчь: Деметра, 2002. С. 100-105.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Западный фортификационный комплекс города на плато Эски- Кермен состоит из оборонительной стены, западного входа в город и крепостного зернохранилища. В 2024 г. автор статьи обследовал фортификационные сооружения на сильно заросшем лесом и кустарником западном краю плато и получил новую информацию о западном участке обороны города. За выступающим скальным выступом X после расчистки от кустарника и деревьев удалось вновь открыть исследовавшийся в 1929 г. участок оборонительной стены. Длина участка составляет 32,7 м. Внешняя и внутренняя облицовка стены сложена из хорошо обтесанных крупных прямоугольных известняковых блоков. Пространство между кладками заполнено необработанными камнями, залитыми известняковым раствором. Длина больших блоков составляет 3,02 м, толщина - 0,4 м, высота - 0,82 м; длина меньших блоков - 1,28 м, толщина - 0,35-0,4 м, высота - 0,82 м; толщина забутовки - 0,85 м. Общая толщина стены в итоге составляет 1,6-1,65 м. Блоки облицовки западной стены значительно длиннее блоков восточной стены. Информация, полученная в результате нового исследования, позволяет пересмотреть выполненные Н. И. Репниковым и Е. В. Веймарном реконструкции обороны на западной стороне плато Эски-Кермен. Опровергнут вывод Е. В. Веймарна о наличии почти на всех выступающих на западном краю скалах оборонительных сооружений. Западную сторону плато защищали высокие вертикальные обрывы и возведенная византийскими военными инженерами оборонительная стена.
В статье рассматриваются особенности повествовательной техники (нарративов) двух историков, относившихся к разным языковым и религиозным традициям, - Иоанна Никиуского, коптского епископа-монофизита из города Никиу (вторая половина VII в.), и прославленного византийского историка эпохи правления Юстиниана I (527-565) Прокопия Кесарийского. Автор сопоставляет сведения двух историков по одному и тому же сюжету - военной кампании Юстиниана в Лазике, небольшом царстве на западе современной Грузии, проведенной в 527-528 гг. Данное сопоставление позволяет выявить специфику методов каждого из историков. Главные вопросы, поставленные в статье: как Иоанн Никиуский и Прокопий Кесарийский рассказывали о вой не в Лазике, в какой последовательности они поместили сюжеты и события, какой идеологической линии придерживались. Главный вывод состоит в том, что труд Иоанна Никиуского («Хроника») принадлежал к жанру церковной истории и в содержательном плане отражал ценности христианской идеологии. Вместе с тем Иоанн Никиуский хорошо знал труды Прокопия, но использовал их выборочно, отдавая предпочтение христианской историографии. Это хорошо видно как раз на примере сюжета с вой ной в Лазике, где Иоанн практически полностью следовал версии, изложенной не у Прокопия, а у другого христианского хрониста - Иоанна Малалы, тоже жившего во времена Юстиниана.
Эфесский собор 431 г. дал начало формированию в Римской империи и христианской церкви института Вселенского собора. В IV - начале V в. эпитет «вселенский» время от времени прилагался только к Никейскому собору 325 г. Последующие Соборы, вне зависимости от их значимости и представительности, не претендовали на статус «вселенского» и не прилагали к себе этого эпитета, чтобы подчеркнуть уникальность и особый статус Собора в Никее. Первая сознательная попытка приложить к своему Собору эпитет «вселенский» и уравнять его статус и значимость с Никейским была предпринята епископами во главе с Кириллом Александрийским в Эфесе. Настоящая статья представляет собой анализ актов Собора 431 г., с целью выявить обстоятельства, которые побудили сторонников Кирилла Александрийского применить к их Собору эпитет «вселенский» и заявить о его равнозначности Никейскому собору 325 г. Показано, что это было сделано в ситуации раскола, когда приверженцы Иоанна Антиохийского открыли в Эфесе свой Собор, отказавшись признать легитимность решений Кирилла Александрийского и его сторонников в отношении Нестория Константинопольского и его вероучения. Обе партии, считавшие легитимным Собором себя, а противников называвшие «отступническим синедрионом», вынесли друг другу осуждение, а затем апеллировали к императору. В этой ситуации Собору Кирилла Александрийского было необходимо продемонстрировать, что именно он является легитимным, а его решения - правомерными. Использовав прибытие римских легатов и их присоединение к решениям первой соборной сессии, сторонники Кирилла объявили свой Собор общим Собором Востока и Запада и, как следствие, вселенским. Именно с момента присоединения римских легатов к приговору против Нестория, Собор Кирилла Александрийского начинает использовать в своих документах эпитет «вселенский» наряду с эпитетами «святой и великий». Как следствие, возникает идея о Вселенском соборе не как о разовом событии, а как об особом институте, обладающем высшим вероучительным и церковно-политическим авторитетом, которая затем окончательно утверждается на Эфесском соборе 449 г. и Халкидонском соборе 451 г.
Статья посвящена антропологическому аспекту захвата Рима вой сками Алариха, кульминационного события кризиса 408-410 гг. на Апеннинском полуострове. Опираясь на сведения нарративных источников, археологические данные, применяя метод просопографического анализа, автор исследует сведения о повреждениях частных и общественных зданий города Рима, а также анализирует, как горожане спасались от готской угрозы. Автор приходит к заключению, что отсутствие археологически зафиксированных разрушений в Риме, надежно связанных с разграблением 410 г., не является свидетельством того, что город не пострадал. Повреждения затронули всю территорию Рима, а насилия, грабежи и убийства коснулись многих жителей. Пытаясь спастись от варваров, римляне бежали из города или искали убежища в храмах. Но если простые горожане оставались в Риме или эвакуировались на о. Игилий, то аристократы имели возможность мигрировать в западном направлении (о. Игилий), южном (Северная Африка), восточном (Палестина) или северном (Равенна). За некоторыми исключениями во всех проанализированных случаях миграции были краткосрочными. Переезды же римских аристократов из Италии в Северную Африку или Палестину, возможно, были связаны не столько с нашествием варваров, сколько с желанием посвятить себя служению Богу вдали от городских центров. В целом, разграбление Рима 410 г. оказалось тяжелым испытанием для города и его жителей, однако экономические ресурсы, которыми владели представители сенаторской аристократии, позволили быстро восстановить прежний уровень жизни.
Автор статьи исходит из того, что основной задачей Аммиана Марцеллина при описании кочевников в XXXI книге Res Gestae была не адекватная презентация их как абсолютно чуждых для античной цивилизации сил, но как одной из первопричин цепи событий, которые привели к катастрофе под Адрианополем в 378 г. По мнению автора статьи, для решения такой литературно-пропагандистской задачи историк не только расчеловечил гуннов, представив их чудовищной альтернативой античной цивилизации, но и использовал для этого богатый набор стереотипов описания варварского мира, формировавшихся еще во времена Гомера и Геродота и закрепившихся в эпоху Тацита и Вергилия. При этом автор Res Gestae даже не делает попытки ранжировать такие пассажи и характеристики по принципу уровня достоверности, по жанровому происхождению и т. д. Кроме того, Аммиан отверг типичную для этих стереотипов идеализацию примитивной, лишенной стремления к излишествам жизни варваров. Все качества пасторальной и умеренной жизни примитивных этносов представлены в Res Gestae негативно, чтобы гиперболизировать чуждость этих народов. Построенная на подобных принципах идея возможности использования стереотипов как кривого зеркала добавила непредсказуемости в восприятие варварского мира. Отчасти эта непредсказуемость (еще бόльшая чуждость) определялась отсутствием земледелия, законов, цивилизованного жилья, царской власти и т. д., что делало этих номадов сродни циклопам, изображенным Гомером. Все эти качества в совокупности исключали возможность договоренностей с варварами подобного типа. На фоне пережитой катастрофы под Адрианополем констатация этого факта делала будущее империи еще более неопределенным.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru