В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.
Идентификаторы и классификаторы
В учетных документах образ Спаса Вседержителя [ил. 1] из фондов Музеев Московского Кремля работы русских мастеров датируется XVIII в. Впервые икона в окладе с наименованием «Спас Вседержитель» размером 25,5×23 см указана под номером 107 Усп в Книге Госкомиссии 1973–1974 гг. XL1. Однако, как показал анализ документов2, до этого времени под номером 107 Усп значился оглавный образ святого Николая Чудотворца. Икона святителя прослеживается по всем описям Успенского собора начиная с 1773 г.3
Список литературы
- Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси : Каталог выставки / сост. И.А. Бобровницкая, О.А. Цицинова; вступ. ст. И.А. Бобровницкой и др.; авт. каталож. описаний Н.Э. Абрамова и др. М., 2015. 360 с.
- Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвечегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983. 334 с.
- Вилинбахова Т.Б., Клюканова О.В. «Тогда бо мятежные времена были…». Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб.: Palace Editions, 2018. С. 13–34.
- Закат Династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий : Каталог выставки / Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”». М., 2021. 224 с.
- Игошев В.В. Строгановское художественное серебро XVI–XVII веков. М.: БуксМАрт, 2018. 400 с.
- Извеков Н.Д. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев Посад, 1916. 160 с.
- Иконописцы царя Михаила Романова : Каталог выставки / авт. вступ. ст. и сост. каталога В.А. Меняйло. М., 2007. 180 с.
- Иконы XIII–XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева / под ред. Г.В. Попова. М.: Северный паломник, 2007. 620 с.
- Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV – начала ХХ века : Каталог / ред. О.А. Цицинова. М., 2017. 624 с.
- Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков : По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря : Каталог-альбом / Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря; сост. М.С. Трубачева. М.: Сканрус, 2003. 440 с.
- Искусство Строгановских мастеров : Реставрация, исследования, проблемы : Каталог выставки / сост. Е.В. Логвинов, О.М. Власова, А.В. Силкин. М.: Советский художник, 1991. 176 с.
- Кондаков П.Н. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. М.: Паломникъ, 2001. 234 с.
- Лебедев А. Московский Кафедральный Архангельский собор. М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1880. 388 с.
- Логвинов Е.В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых // Искусство Строгановских мастеров : Реставрация, исследования, проблемы : Каталог выставки. М.: Советский художник, 1991. С. 3–27.
- Логвинов Е.В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых // Иконы строгановских вотчин XVI–XVII веков : По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря: каталог-альбом. М.: Сканрус, 2003. С. 244–282.
- Меняйло В.А. Русская иконопись в первой половине XVII века // Иконописцы царя Михаила Романова : Каталог выставки. М., 2007. С. 11–24.
- Небесное воинство. Образ и почитание : Каталог выставки / cост. С. Брюн, М. Вилкова / Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль”». М., 2023. 164 с.
- Оружейная палата Московского Кремля / науч. ред. А.К. Левыкин. М.: СЛОВО/SLOVO, 2006. 424 с.
- Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. 172 с.
- Попов В. Сольвычегодская старина // Сольвычегодская старина : Материалы научной кон- ференции «Сольвычегодск в истории русской культуры», 3–4 сентября 1992 г. / отв. ред. А.Н. Власов. Сыктывкар, 1994. С. 59–200.
- Постникова-Лосева М.М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI–XVII веков // Государственная Оружейная Палата Московского Кремля : Сборник научных трудов. М., 1954. С. 139–215.
- Припачкин И.А. Иконография Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001. 223 с.
- Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 2 т. / Л.М. Воронцова, Г.П. Черкашина. Л.А. Шитова. Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. Т. 1. 328 с.
- Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М.: Галарт, 1995. 484 с.
- Синай. Византия : Православное искусство с 6 до начала 20 века : Каталог выставки / под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого. СПб.: Русь, 2000. 488 с.
- Собор Святої Софії в Києві : Альбом / упоряд. Г.Н. Логвин, Н.Г. Логвин; авт. тексту Г.Н. Логвин. К.: Мистецтво, 2001. 349 с.: іл.
- Сольвычегодск : Путеводитель по коллекциям Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника. М., 2023. 192 с.
- Щенникова Л.А. Своеобразие иконного убранства Архангельского собора Московского Кремля в XIV–XVII столетиях // Московский Кремль XV столетия : Сборник статей : в 2 т. М., 2011. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. C. 128–131.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предметами из коллекции восточного металла – оправой для ножен от кинжала и двумя пряжками. Основываясь на определении типологии предметов как частей оружейного прибора йеменской джамбии типа «тума» и исследуя их технологические и декоративные особенности, автор статьи уточняет место производства и время создания серебряных предметов из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена атрибуции двух серебряных окладов с эмалью – произведений фабрики С. Галкина, чье клеймо отсутствует в существующих на данный момент изданиях о клеймении русских изделий из драгоценных металлов. Нет и специальных статей или книг об этом предприятии, которое специализировалось на создании церковных предметов, в основном окладов икон. Опираясь на архивные источники, автор публикует сведения из истории фирмы, рассуждает о стиле ее произведений и применяемых мастерами технических приемах на примере двух памятников из коллекции Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена небольшой группе богослужебных облачений, поступивших в собрание Музеев Московского Кремля из ризницы Златоустовского монастыря – одного из древнейших на территории Москвы, но, к сожалению, не дошедшего до нашего времени. После закрытия монастыря в 20-х годах XX в. наиболее ценные предметы ризницы были переданы в Оружейную палату. Цель данного исследования – выявить, по возможности, все сохранившиеся предметы тканевой ризницы Златоустовского монастыря в собрании Музеев Кремля и уточнить место и время их изготовления.
Анализ большого комплекса архивных документов, включающих описи ризницы XVIII–XIX вв. и Вкладную книгу монастыря, позволили уточнить атрибуцию четырех предметов из ризницы Златоустовского монастыря, а также выявить вкладчиков некоторых из них.
В статье прослеживается история двух ковчегов-реликвариев, созданных в 1883 г. для Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, включавших комплекс ценнейших святынь, собиравшихся в кремлевской обители на протяжении нескольких веков, а также их дальнейшая судьба после поступления в собрание Музеев Московского Кремля в послереволюционное время. На основании анализа источников, относящихся к работе Комиссии по приему церковного имущества в Вознесенском монастыре в 1918–1919 гг., а также учетных и делопроизводственных документов музея удалось установить принадлежность к данным комплексам реликвариев целого ряда выдающихся произведений искусства, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля, в том числе в экспозиции «Вознесенский монастырь».
Золотой рукомойный гарнитур из кувшина и стоянца с эмалями, рубинами, изумрудами и алмазами из собрания Музеев Московского Кремля впервые стал объектом отдельного исследования в настоящей статье. Автором на основании изучения архивных источников сделана попытка уточнить его атрибуцию и установить точную дату поступления в царскую казну, предложено собственное обоснование датировки первого привоза греческим купцом в Россию драгоценных рукомоя и стоянца, выполненных, как считает автор, по заказу царя Алексея Михайловича, а также прослежено, как гарнитур несколько раз менял своих хозяев в царской семье. В статье проведен историко-сравнительный анализ предметов, предлагаются изменения в терминологии и в истолковании названий некоторых из них, например, термина «серебреник», раскрывается бытование рукомоев вместе с лоханями, что расширяет представления о церемониях русского царского двора середины и второй половины XVII в. Автору удалось уточнить атрибуцию золотого рукомойного гарнитура в казне русских царей в XVII в., однако точная датировка гарнитура и его практическое использование еще требуют дальнейшего изучения.
Статья посвящена уточнению атрибуции уникального предмета парадной воинской одежды – царского налатника, хранящегося в собрании Музеев Московского Кремля. Памятник неоднократно упоминался в работах, посвященных описанию сокровищ Кремля и царского костюма, однако отдельного исследования истории его бытования проведено не было. Целью данного исследования является попытка обобщить имеющиеся документальные источники и историографические данные о рассматриваемом предмете. Собрав воедино информацию изобразительных, делопроизводственных и нарративных источников о воинских одеяниях русских государей и представителей знати, охватывающих период с XVII в. до конца XIX в., и суммируя данные описей Оружейной палаты, в которых упоминается рассматриваемый в статье памятник, удалось разобраться в наслоениях терминологической путаницы и ошибочных соотнесениях его с предметами других типов. Как следствие, исследование представляет собой резюмирующий шаг в отношении истории изучения и корректной научной атрибуции налатника из собрания Музеев Московского Кремля.
Статья посвящена вопросу атрибуции выносного креста из собрания Музеев Московского Кремля. Анализируя ряд схожих выносных распятий, находящихся как в собрании Музеев Московского Кремля, так и в зарубежных коллекциях, автор приходит к выводу, что они происходят из одной флорентийской мастерской и датируются второй четвертью XIV в. В статье дан подробный искусствоведческий анализ художественных особенностей памятника, рассмотрение его технико-технологических характеристик дополнено сопоставлением с рядом аналогов в области живописи и скульптуры того времени.
Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.
Издательство
- Издательство
- МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- Юр. адрес
- 109012, г Москва, Тверской р-н, ул Кремль
- ФИО
- Гагарина Елена Юрьевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______