В работе осуществлен обзор современных исследований связи эмпатии и выгорания в сфере помогающих профессий. Эмпатия традиционно считается профессионально важным качеством в этой области. Профессиональное выгорание помогающих специалистов отличается высоким уровнем и широким распространением, имеет существенную специфику с точки зрения вызывающих его причин, связанную, в том числе, с регулярным столкновением профессионалов с негативными эмоциями их клиентов/пациентов, человеческим страданием и смертью. Исследования связи эмпатии и выгорания анализируются в данной работе в рамках трех существующих на данный момент гипотез: эмпатия способствует выгоранию, выгорание способствует снижению эмпатии, эмпатия является средством профилактики выгорания. Рассматриваются специфические для области помогающих профессий феномены вторичной травматизации, усталости от сочувствия, удовлетворения от сочувствия, эмоционального диссонанса и их связи с выгоранием. Делается вывод о правомерности всех трех гипотез и о необходимости дифференцированного понимания эмпатии в контексте исследований ее связи с выгоранием. Проблема доказательства наличия определенной связи эмпатии и выгорания практически трансформируется в проблему качества (уровня) эмпатии в профессиональном контексте, возможностей и способностей к ее регуляции.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120203
- eLIBRARY ID
- 54250560
Некоторые исследования действительно обнаруживают положительную связь измерений эмпатии и выгорания помогающих специалистов, что можно интерпретировать так: эмпатия «катализирует» выгорание. Найти этому теоретическое обоснование не представляет труда: эмпатия нередко предполагает и определяется через (в большей или меньшей степени) разделение эмоционального состояния другого человека; клиенты и пациенты помогающих специалистов испытывают и выражают интенсивные и крайне неприятные чувства; высокая эмпатия в работе помогающего специалиста означает «заражение» этими эмоциями, ежедневный труд по переработке и/или сдерживанию этих эмоций и, в конечном итоге, эмоциональное истощение специалиста.
Список литературы
1. Корнилова Т.В. Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии // Национальный психологический журнал. 2022. № 1(45). С. 94-103. DOI: 10.11621/npj.2022.0108 EDN: MUYIVK
2. Нуркова В.В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. 2020. № 4(40). С. 3-17. DOI: 10.11621/npj.2020.0401 EDN: UMRRZW
3. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов / Т.Д. Карягина, Н.В. Кухтова, Н.И. Олифирович, Л.Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 39-58. DOI: 10.17759/cpp.2017250203 EDN: YSTCGZ
4. Altmann T., Roth M. The risk of empathy: longitudinal associations between empathy and burnout // Psychology & Health. 2020. Vol. 36. № 12. P. 1441-1460. DOI: 10.1080/08870446.2020.1838521 EDN: FOKIZO
5. Andreychik M.R. Feeling your joy helps me to bear feeling your pain: Examining associations between empathy for others’ positive versus negative emotions and burnout // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 137. P. 147-156. DOI: 10.1016/j.paid.2018.08.028
6. Association between empathy and burnout among emergency medicine physicians / J.A. Wolfshohl, K. Bradley, C. Bell [et all.] // Journal of Clinical Medicine Research. 2019. Vol. 11. № 7. P. 532-538. DOI: 10.14740/jocmr3878
7. Bakker A.B., Heuven E. Emotional dissonance, burnout, and in-role performance among nurses and police officers // International Journal of Stress Management. 2006. Vol. 13. № 4. P. 423-440. DOI: 10.1037/1072-5245.13.4.423
8. Burnout and empathy in primary care: three hypotheses / F. Zenasni, E. Boujut, A. Woerner, S. Sultan // British Journal of General Practice. 2012. Vol. 62. № 600. P. 346-347. DOI: 10.3399/bjgp12x65219
9. Burnout, empathy and their relationships: a qualitative study with residents in General Medicine / J. Picard, A. Catu-Pinault, E. Boujut, M. Botella, P. Jaury, F. Zenasni // Psychology, Health & Medicine. 2016. Vol. 21. № 3. P. 354-361. DOI: 10.1080/13548506.2015.1054407
10. Can we predict burnout severity from empathy-related brain activity? / S. Tei, C. Becker, R. Kawada, J. Fujino, K.F. Jankowski, G. Sugihara, T. Murai, H. Takahashi // Translational Psychiatry. 2014. Vol. 4(6). Article ID e393. 7 p. DOI: 10.1038/tp.2014.34
11. Chiracu A., Dumitru A.D.I. Burnout, empathy and well-being in medical and psychology students // Studia Doctoralia. Psychology and Educational Science. 2021. Vol. 12. № 1. P. 70-82. DOI: 10.47040/sd0000089
12. Davis M.H. Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. № 1. P. 113-126. DOI: 10.1037/0022-3514.44.1.113
13. Decety J. Empathy in Medicine: What It Is, and How Much We Really Need It // The American Journal of Medicine. 2020. Vol. 133. № 5. P. 561-566. DOI: 10.1016/j.amjmed.2019.12.012 EDN: UOPCDX
14. Effects of psychological intervention on empathy fatigue in nurses: A meta-analysis / X. Chen, M. Chen, H. Zheng [et al.] // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. Article ID 952932. 12 p. DOI: 10.3389/fpubh.2022.952932 EDN: GFIOXU
15. Empathy and Burnout - A Cross-Sectional Study Among Mental Healthcare Providers in France / L. Sturzu, A. Lala, M. Bisch, M. Guitter, D. Dobre, R. Schwan // Journal of Medicine and Life. 2019. Vol. 12. № 1. P. 21-29. DOI: 10.25122/jml-2018-0050
16. Empathy and Burnout of Healthcare Professionals in Public Hospitals of Greece [Электронный ресурс] / V. Bogiatzaki, E. Frengidou, E. Savakis, M. Trigoni, P. Galanis, F. Anagnostopoulos // International Journal of Caring Sciences. 2019. Vol. 12. № 2. P. 611-626. URL: http://www.internationaljournalofcaringsciences.org/docs/4_boyiatzaki_original_12_2.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
17. Empathy and burnout: a study on residents from a Singapore institution / P.T. Lee, J. Loh, G. Sng, J. Tung, K.K. Yeo // Singapore Medical Journal. 2018. Vol. 59. № 1. P. 50-54. DOI: 10.11622/smedj.2017096
18. Empathy and burnout: an analytic cross-sectional study among nurses and nursing students [Электронный ресурс] // P. Ferri, E. Guerra, L. Marcheselli, L. Cunico, R. Di Lorenzo // Acta Biomedica. 2015. Vol. 86. № 2. P. 104-115. URL: https://www.researchgate.net/publication/283032065 (дата обращения: 20.06.2023).
19. Empathy and job resources buffer the effect of higher job demands on increased salivary alpha amylase awakening responses in direct-care workers / R.A. Heckenberg, M.W. Hale, S. Kent, B.J. Wright // Behavioural Brain Research. 2020. Vol. 394. Article ID 112826. 7 p. 10.1016/j.bbr.2020.112826 (полный текст недоступен, количество страниц неизвестно). DOI: 10.1016/j.bbr.2020.112826( EDN: KMGYCT
20. Empathy, burnout, and attitudes towards mental illness among spanish mental health nurses / D. Román-Sánchez, J.C. Paramio-Cuevas, O. Paloma-Castro, J.L. Palazón-Fernández, I. Lepiani-Díaz, J.M. de la Fuente Rodríguez, M.R. López-Millán // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 2. Article ID 692. 13 p. DOI: 10.3390/ijerph19020692 EDN: IKGCLO
21. Empathy, burnout, life satisfaction, correlations and associated socio-demographic factors among Chinese undergraduate medical students: an exploratory cross-sectional study / Q. Wang, L. Wang, M. Shi, X. Li, R. Liu, J.J. Liu, M. Zhu, H. Wu // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. Article ID 341. 10 p. DOI: 10.1186/s12909-019-1788-3 EDN: KDFNLR
22. Empathy, friend or foe? Untangling the relationship between empathy and burnout in helping professions / M.D. Stosic, D. Blanch-Hartigan, T. Aleksanyan, J. Duenas & M.A. Ruben // The Journal of Social Psychology. 2021. Vol. 162. № 1. P. 89-108. DOI: 10.1080/00224545.2021.1991259 EDN: OXVUJJ
23. Empathy, quality of life and occupational burnout among medical students / S. Bigdeli, S.K.S. Arabshahi, A.Z. Zazoly, A. Norouzi, N.A. Yazdi, A.F. Hosseini // Research and Development in Medical Education, 2021. Vol. 10. Article ID 21. 7 p. DOI: 10.34172/rdme.2021.021 EDN: UJQBKF
24. Empathy score among medical students in Mashhad, Iran: study of the Jefferson Scale of Physician Empathy / A.A. Rezayat, N. Shahini, H.T. Asl, L. Jarahi, F. Behdani, S.R.H. Shojaei, J.S.A. Abadi // Electron Physician. 2018. Vol. 10. № 7. P. 7101-7106. DOI: 10.19082/7101
25. Examining the relationship between burnout and empathy in healthcare professionals: A systematic review / H. Wilkinson, R. Whittington, L. Perry, C. Eames // Burnout Research. 2017. Vol. 6. P. 18-29. DOI: 10.1016/j.burn.2017.06.003
26. Ferreira S., Afonso P., Ramos M.R. Empathy and burnout: A multicentre comparative study between residents and specialists // Journal of Evaluation in Clinical Practice. 2020. Vol. 26. № 1. P. 216-222. DOI: 10.1111/jep.13147 EDN: RVNUAP
27. Fryze M., Samardakiewicz M. Job burnout and empathy among different healthcare professionals // Polish Journal of Public Health. 2022. Vol. 132. № 1. P. 34-39. DOI: 10.2478/pjph-2022-0007 EDN: XHXLXS
28. Gleichgerrcht E., Decety J. Empathy in Clinical Practice: How Individual Dispositions, Gender, and Experience Moderate Empathic Concern, Burnout, and Emotional Distress in Physicians // PLoS One. 2013. Vol. 8. № 4. Article ID e61526. 12 p. DOI: 10.1371/journal.pone.0061526
29. Guidi C., Traversa C. Empathy in patient care: from ‘Clinical Empathy’ to ‘Empathic Concern’ // Medicine, Health Care and Philosophy. 2021. Vol. 24. P. 573-585. DOI: 10.1007/s11019-021-10033-4 EDN: UGFHLO
30. Hall J.A., Schwartz R. Empathy present and future // The Journal of Social Psychology. 2019. Vol. 159. № 3. P. 225-243. DOI: 10.1080/00224545.2018.1477442
31. Hunt P.A., Denieffe S., Gooney M. Burnout and its relationship to empathy in nursing: a review of the literature // Journal of Research in Nursing. 2017. Vol. 22. № 1-2. P. 7-22. DOI: 10.1177/1744987116678902
32. Measures of Burnout and Empathy in United States Doctor of Pharmacy Students: Time for a Change? / J.L. Jacoby, J.D. Cole, M.J. Ruble [et al.] // Journal of Pharmacy Practice. 2022. Vol. 35. № 6. P. 940-946. DOI: 10.1177/08971900211021259 EDN: IBTHCB
33. Murphy B.A., Lilienfeld S.O., Algoe S.B. Why We Should Reject the Restrictive Isomorphic Matching Definition of Empathy // Emotion Review. 2022. Vol. 14. № 3. P. 167-181. DOI: 10.1177/17540739221082215 EDN: XXONUR
34. O’Connor K., Neff D.M., Pitman S. Burnout in mental health professionals: A systematic review and meta-analysis of prevalence and determinants // European Psychiatry. 2018. Vol. 53. P. 74-99. DOI: 10.1016/j.eurpsy.2018.06.003 EDN: YIZFBR
35. Ondrejková N., Halamová J. Qualitative analysis of compassion fatigue and coping strategies among nurses // International Journal of Nursing Sciences. 2022. Vol. 9. № 4. P. 467-480. 480. DOI: 10.1016/j.ijnss.2022.09.007 EDN: LVLMQV
36. Papazoglou K., Koskelainen M., Stuewe N. Examining the relationship between personality traits, compassion satisfaction, and compassion fatigue among police officers // SAGE Open. 2019. Vol. 9. № 1. P. 1-13. DOI: 10.1177/2158244018825190
37. Passalacqua S., Segrin C. The effect of resident physician stress, burnout, and empathy on patient-centered communication during the long-call shift // Health Communication. 2012. Vol. 27. № 5. P. 449-456. DOI: 10.1080/10410236.2011.606527
38. Personal factors related to compassion fatigue in health professionals / M. Zeidner, D. Hadar, G. Matthews, R.D. Roberts // Anxiety, Stress & Coping: An International Journal. 2013. Vol. 26. № 6. P. 595-609. DOI: 10.1080/10615806.2013.777045
39. Physician empathy according to physicians: A multi-specialty qualitative analysis / R. Schwartz, M. Dubey, D. Blanch-Hartigan, J.J. Sanders, J.A. Hall // Patient Education and Counseling. 2021. Vol. 104. № 10. P. 2425-2431. DOI: 10.1016/j.pec.2021.07.024 EDN: HRHCHQ
40. Physician empathy: definition, components, measurement, and relationship to gender and specialty / M. Hojat, J.S. Gonnella, T.J. Nasca, S. Mangione, M. Vergare, M. Magee // American Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 159. № 9. P. 1563-1569. DOI: 10.1176/appi.ajp.159.9.1563 EDN: GRWLFN
41. Prevalence of burnout among physicians: a systematic review / L.S. Rotenstein, M. Torre, M.A. Ramos, R.C. Rosales, C. Guille, S. Sen, D.A. Mata // JAMA. 2018. Vol. 320(11). P. 1131-1150. DOI: 10.1001/jama.2018.12777 EDN: VJCLLK
42. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: theory, research, practice, training. 2007. Vol. 44. № 3. P. 240-248. DOI: 10.1037/0033-3204.44.3.240
43. Ruiz-Junco N., Morrison D.R. Empathy as care: the model of palliative medicine // Society. 2019. Vol. 56. P. 158-165. DOI: 10.1007/s12115-019-00344-x EDN: QIZHCP
44. Schaufeli W. B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. Vol. 14. № 3. P. 204-220. DOI: 10.1108/13620430910966406
45. Social Empathy and Associated Factors Among Nurses: An Observational Study / G. Klim, K.C. Boyd, L. Roberts, E.J. Taylor // Holistic Nursing Practice. 2023. Vol. 37. № 1. P. 6-14. DOI: 10.1097/HNP.0000000000000560 EDN: KAJMFT
46. Stamm B.H. The Concise ProQOL Manual: the concise manual for the professional quality of life scale [Электронный ресурс]. Pocatello: ProQOL, 2010. 78 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/340033923 (дата обращения: 19.06.2023).
47. The relationship between empathy and burnout - lessons for paramedics: a scoping review / B. Williams, R. Lau, E. Thornton, L.S. Olney // Psychology Research and Behavior Management. 2017. Vol. 10. P. 329-337. DOI: 10.2147/PRBM.S145810
48. The Role of Empathy in Burnout, Compassion Satisfaction, and Secondary Traumatic Stress among Social Workers / M.A. Wagaman, J.M. Geiger, C. Shockley, E.A. Segal // Social Work. 2015. Vol. 60. № 3. P. 201-209. DOI: 10.1093/sw/swv014
49. To be or not to be empathic: the combined role of empathic concern and perspective taking in understanding burnout in general practice / M. Lamothe, E. Boujut, F. Zenasni, S. Sultan // BMC Family Practice. 2014. Vol. 15. № 1. Article ID 15. 7 p. DOI: 10.1186/1471-2296-15-15 EDN: JUFDEE
50. Underlying construct of empathy, optimism, and burnout in medical students / M. Hojat, M. Vergare, G. Isenberg, M. Cohen, J. Spandorfer // International Journal of Medical Education. 2015. Vol. 6. P. 12-16. DOI: 10.5116/ijme.54c3.60cd
51. Understanding the Links between Inferring Mental States, Empathy, and Burnout in Medical Contexts / N. Delgado, H. Bonache, M. Betancort, Y. Morera, L.T. Harris // Healthcare. 2021. Vol. 9. № 2. Article ID 158. 11 p. DOI: 10.3390/healthcare9020158 EDN: LLMEBX
52. Völker J., Flohr-Devaud M.E.F. Emotionen im Rettungsdienst: Emotionale Reaktivität, Empathie und Strategien im Vergleich zu Studierenden // Notfall & Rettungsmedizin. 2021. Vol. 26. P. 101-106. DOI: 10.1007/s10049-021-00930-9 EDN: IYWZRA
53. Wong A. Beyond burnout: looking deeply into physician distress // Canadian Ophthalmological Society. 2020. Vol. 55. № 3. Supplement 1. P. 7-16. DOI: 10.1016/j.jcjo.2020.01.014 EDN: WVQBFQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор актуальных направлений эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания за последние 5 лет, представленных в каталоге ScienceDirect. В результате анализа было определено три актуальных направления исследований феномена. Первое из них связано с ролью эмоционального интеллекта в возникновении выгорания. Установлено, что понимание человеком своих и чужих эмоций, а также управление ими может помочь в преодолении и предотвращении эмоционального выгорания. В рамках второго направления исследуется роль эмоционального труда в возникновении выгорания. Обнаружено, что способность человека направлять свои эмоции и использовать разные стратегии их выражения может помочь в снижении выгорания, а «психологическая гибкость» обеспечивает возможность предотвращения выгорания. Третье направление связано с социальной идентичностью человека. Продемонстрирована связь между социальной идентичностью и снижением выгорания у человека, показана роль психологической связи с группой и укрепления социальной идентичности в снижении эмоционального выгорания. Подчеркивается растущий интерес к роли и месту идентичности человека в проявлении у него выгорания. В статье определены перспективы дальнейших исследований феномена эмоционального выгорания.
Работа направлена на изучение феномена профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. В настоящее время становится все более актуальным исследование факторов профессионального стресса именно у медиков. В статье представлено описание социально-демографических, организационных и личностных факторов профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. Проведен анализ зарубежных исследований, показывающих значимость фактора пола, статуса медсестры и возраста, а также исследований, посвященных влиянию условий труда, профессиональной идентичности и личностных переменных на уровень переживания профессионального стресса медиками в условиях COVID-19. Полученные в исследованиях данные позволяют увидеть роль социально-демографических, организационных и личностных факторов, что является важным условием для организации профилактических и коррекционных мероприятий. Подверженным профессиональному стрессу является медик женского пола, статуса медсестры, работающий на передовой с инфицированными пациентами, в возрасте до 50 лет. Нездоровый перфекционизм, патологический альтруизм, преувеличенное чувство ответственности вступают личностными факторами профессионального стресса у медика. С высоким уровнем профессионального стресса коррелирует слабое чувство профессиональной идентичности, а также сильное чувство профессиональной идентичности наряду с переживанием ситуации неопределенности.
Статья посвящена обзору отечественных и зарубежных исследований профессиональной жизнеспособности. В результате проведенной работы обнаружено, что для зарубежной психологической науки характерно рассматривать профессиональную жизнеспособность как совокупность ресурсов, позволяющих специалисту в трудной ситуации обеспечивать себе психологическое благополучие, что требует навыков проявления заботы о себе и своем психологическом состоянии, оказания самопомощи и умения адаптироваться к меняющимся условиям. Данные зарубежных эмпирических исследований профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий показали связь профессиональной жизнеспособности с эмоциональным выгоранием, психологическим благополучием, самосостраданием, творческим мышлением. Также зарубежные исследователи отмечают необходимость формирования профессиональной жизнеспособности в процессе профессиональной подготовки и трудовой деятельности. Отечественные исследователи рассматривают жизнеспособность преимущественно как способность к управлению функциями и процессами (совладания, восстановления), основанными на внутренних ресурсах личности, внешних и внутренних защитных факторах в трудных условиях с целью адаптации к ним и восстановления удовлетворенности жизнью.
В статье представлен обзор исследований влияния факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий, опубликованных за последние пять лет. В анализе литературы зарубежных источников представлены несколько основных тенденций изучения феномена профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий (СПП). В частности, рассматриваются последствия пандемии как факторы риска для жизнеспособности СПП. Отмечается, что большая часть статей по профессиональной жизнеспособности посвящена СПП в области социальной работы и медицины (медсестрам, врачам), меньшая часть - психологам и психотерапевтам. Ряд работ посвящен особенностям формирования профессиональной жизнеспособности у студентов, обучающихся по этим специальностям. Подробно описаны факторы защиты и некоторые компоненты профессиональной жизнеспособности, в частности «духовность». Среди факторов риска подробно проанализирован феномен «утомление от сострадания», как специфичный для СПП. Среди факторов защиты - феномен «теплоты и компетентности». Кратко описаны несколько тестов, разработанных для измерения профессиональной жизнеспособности, а также программы повышения жизнеспособности СПП.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/