В статье представлен обзор исследований влияния факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий, опубликованных за последние пять лет. В анализе литературы зарубежных источников представлены несколько основных тенденций изучения феномена профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий (СПП). В частности, рассматриваются последствия пандемии как факторы риска для жизнеспособности СПП. Отмечается, что большая часть статей по профессиональной жизнеспособности посвящена СПП в области социальной работы и медицины (медсестрам, врачам), меньшая часть - психологам и психотерапевтам. Ряд работ посвящен особенностям формирования профессиональной жизнеспособности у студентов, обучающихся по этим специальностям. Подробно описаны факторы защиты и некоторые компоненты профессиональной жизнеспособности, в частности «духовность». Среди факторов риска подробно проанализирован феномен «утомление от сострадания», как специфичный для СПП. Среди факторов защиты - феномен «теплоты и компетентности». Кратко описаны несколько тестов, разработанных для измерения профессиональной жизнеспособности, а также программы повышения жизнеспособности СПП.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120201
- eLIBRARY ID
- 54250558
Последняя волна научных разработок феномена жизнеспособности человека ведется в рамках экологического подхода Ю. Бронфенбреннера, в том числе в исследованиях ее профессионального аспекта. Так, используя перспективы экологического образования, в работе исследователей освещаются методы повышения профессиональной жизнеспособности посредством запуска ключевых процессов в окружающей среде и самом человеке. Целью этих исследований являются совместный поиск профессиональных практик, действий и решений, которые преобразуют риск в защиту и в конечном итоге — в жизнеспособность СПП [8].
Список литературы
1. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и выбор новой профессии // Человек в условиях неопределенности / Под ред. Е.В. Бакшутовой. Самара: Изд-во Самарского государственного технического университета, 2022. С. 206-225. EDN: BFVGYP
2. Махнач А.В., Дикая Л.Г. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Том 3. № 1. С. 62-91. URL: item.asp?id=32723937 (дата обращения: 21.06.2023). EDN: YUMRSQ
3. Махнач А.В., Плющева О.А. Жизнеспособность специалистов помогающих профессий // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Том 17. № 4. С. 68-78. DOI: 10.31079/1992-2868-2020-17-4-68-78 EDN: YQCZQZ
4. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 186-190. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42051305.pdf (дата обращения: 21.06.2023). EDN: RDQYGD
5. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового? // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 8-31. DOI: 10.17759/sps.2017080402 EDN: YMKCOP
6. An interview study exploring clients’ experiences of receiving therapeutic support for family estrangement in the UK / L. Blake, A. Rouncefield-Swales, B. Bland, B. Carter // Counselling and Psychotherapy Research. 2023. Vol. 23. № 1. P. 105-114. DOI: 10.1002/CAPR.12603 EDN: ZKNLVW
7. Araujo C., Siqueira M., Amaral L. Resilience of Brazilian health-care professionals during the pandemic // International Journal of Quality and Service Sciences. 2022. Vol. 14. № 3. P. 383-401. DOI: 10.1108/IJQSS-08-2021-0111 EDN: SEMDQJ
8. Bersch A., Yunes M., Garcia N. Associations among bioecological model of human development, environmental education and the concept of professional resilience // Revista Eletrônica do Mestrado em Educação Ambiental. 2020. Vol. 37. № 4. P. 228-246. DOI: 10.14295/remea.v37i4.11157
9. Braxton J.M., Busse E.M., Rushton C.H. Mapping the terrain of moral suffering // Perspectives in Biology and Medicine. 2021. Vol. 64. №. 2. P. 235-245. DOI: 10.1353/pbm.2021.0020 EDN: XLOGJQ
10. Brown T. The response to COVID-19: Occupational resilience and the resilience of daily occupations in action // Australian Occupational Therapy Journal. 2021. Vol. 68. № 2. P. 103-105. DOI: 10.1111/1440-1630.12721 EDN: FXPHJR
11. Can We coach resilience? An evaluation of professional resilience coaching as a well-being initiative for surgical interns / Y. Song, R.A. Swendiman, A.B. Shannon [et all.] // Journal of Surgical Education. 2020. Vol. 77. № 6. P. 1481-1489. DOI: 10.1016/j.jsurg.2020.04.014 EDN: YOXLBS
12. Cook L.L. Storytelling among child welfare social workers: constructing role and professional resilience through team talk // Qualitative Social Work. 2019. Vol. 19. № 5-6. P. 968-986. DOI: 10.1177/1473325019865014
13. COVID-19: Risk factors and protective role of resilience and coping strategies for emergency stress and secondary trauma in medical staff and emergency workers-an online-based inquiry / T. Maiorano, M. Vagni, V. Giostra, D. Pajardi // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 21. Article ID 9004. 18 p. DOI: 10.3390/SU12219004 EDN: MBBWEH
14. Dağlı E., Topkara F.N. Secondary traumatic stress: How resilient are midwives? What are the Influencing Factors? [Электронный ресурс] // Journal of TOGU Health Sciences. 2023. Vol. 3. № 1. P. 61-74. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/2738186 (дата обращения: 21.06.2023).
15. Development and psychometric evaluation of the emergency nurses’ professional resilience tool / R. Norouzinia, M.H. Yarmohammadian, M. Ferdosi, G. Masoumi, A. Ebadi // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. № 6. Article ID e0269539. 14 p. DOI: 10.1371/JOURNAL.PONE.0269539 EDN: WXJQUB
16. Development and validation of the Medical Professionals Resilience Scale / M.A. Rahman, M.S.B. Yusoff, N.S. Roslan, J. Mohammad, A. Ahmad // BMC Health Services Research. 2021. Vol. 21. № 1. Article ID 482. 9 p. DOI: 10.1186/S12913-021-06542-W EDN: IGYCGY
17. Ejaz H. Resilience-building inquiry among high professional profile nurses: A descriptive qualitative study // Journal of Women Medical and Dental College. 2022. Vol. 1. № 1. P. 3-9. DOI: 10.56600/jwmdc.v1i1.15 EDN: JNSELU
18. Ethical conflicts among the leading medical and healthcare leaders / B. Roy, Anuj Kumar, Dr. Arya Kumar, K.R. Gowda // Asia Pacific Journal of Health Management. 2022. Vol. 17. № 1. Article ID i1491. 8 p. DOI: 10.24083/apjhm.v17i1.1491 EDN: NZWDGT
19. Figley C.R., Ludick M. Secondary traumatization and compassion fatigue // APA Handbook of Trauma Psychology: Foundations in Knowledge / Ed. S.N. Gold. Washington: American Psychological Association, 2017. P. 573-593. DOI: 10.1037/0000019-029
20. Fiske S.T., Dupree C. Gaining trust as well as respect in communicating to motivated audiences about science topics // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111. № 4. P. 13593-13597. DOI: 10.1073/pnas.1317505111
21. Fried E.I. Studying mental health problems as systems, not syndromes // Current Directions in Psychological Science. 2022. Vol. 31. № 6. P. 471-571. DOI: 10.1177/09637214221114089 EDN: BLQBTD
22. Glowacz F., Schmits E., Kinard A. The impact of the COVID-19 crisis on the practices and mental health of psychologists in Belgium: Between exhaustion and resilience // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 21. Article ID 14410. 19 p. DOI: 10.3390/ijerph192114410 EDN: NODBHM
23. Hawkins P., Shohet R. Supervision in the Helping Professions. 4th ed. Maidenhead: Open University Press, 2012. 304 p.
24. Heitz H.K., Leach M.M. Ethical knowledge, dilemmas and resolutions in professional coaching // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2022. Vol. 15. № 2. P. 264-277. DOI: 10.1080/17521882.2022.2112247 EDN: ROHHDN
25. Helping profession [Электронный ресурс] // APA Dictionary of Psychology / American Psychological Association. 2023. URL: https://dictionary.apa.org/helping-professions (дата обращения 21.06.2023).
26. Hemnani G., Mohod S. Palliative care dentistry: A review // Journal of Pharmaceutical Research International. 2021. Vol. 33. № 60B. P. 3515-3520. DOI: 10.9734/jpri/2021/v33i60B35041 EDN: VEOPOD
27. Hodges H., Keeley A., Grier E. Professional resilience, practice longevity and Parse’s theory for baccalaureate education // Journal of Nursing Education. 2005. Vol. 44. № 12. P. 548-554. DOI: 10.3928/01484834-20051201-04
28. Holler R., Chemla I., Maeir A. Disability orientation of occupational therapy practitioners in physical rehabilitation settings: Tension between medical and social models in theory and practice // The American Journal of Occupational Therapy. 2021. Vol. 75. № 4. Article ID 7504180010. DOI: 10.5014/ajot.2021.042986 EDN: RNYWRE
29. Intervention studies to foster resilience - A systematic review and proposal for a resilience framework in future intervention studies / A. Chmitorz, A. Kunzler, I. Helmreich, O. Tüscher, R. Kalisch, T. Kubiak, M. Wessa, K. Lieb // Clinical Psychology Review. 2018. Vol. 59. P. 78-100. DOI: 10.1016/J.CPR.2017.11.002 EDN: YELBZZ
30. Joinson C. Coping with compassion fatigue // Nursing. 1992. Vol. 22. № 4. P. 116-120. DOI: 10.1097/00152193-199204000-00035
31. Kang J.H., Yang S. A Therapist’s vicarious posttraumatic growth and transformation of self // Journal of Humanistic Psychology. 2022. Vol. 62. № 1. P. 151-164. DOI: 10.1177/0022167819889490
32. Kaur N., Ricciardelli R., Clow K. Men in nursing: A qualitative examination of students’ stereotypes of male nurses through the framework of social role theory and Stereotype Content Model // The Journal of Men’s Studies. 2023. Vol. 31. № 1. P. 157-178. DOI: 10.1177/10608265221108209 EDN: NBVOMV
33. Malandraki J.B. The case for addressing emotional resilience in graduate student training // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups. 2022. Vol. 7. № 1. P. 105-114. DOI: 10.1044/2021_PERSP-21-00116 EDN: OXFRWV
34. Mallak L.A., Yildiz M. Developing a workplace resilience instrument // Work: Journal of Prevention, Assessment & Rehabilitation. 2016. Vol. 54. № 2. P. 241-253. DOI: 10.3233/WOR-162297
35. Martin L., McDowall A. The professional resilience of mid-career GPs in the UK: a qualitative study // British Journal of General Practice. 2022. Vol. 72. № 714. P. e75-e83. DOI: 10.3399/BJGP.2021.0230 EDN: ARKQHC
36. Martin S., Fiske E., Lane S. Resilience education for health-care professionals // Creative Nursing. 2020. Vol. 26. № 4. P. 225-231. DOI: 10.1891/CRNR-D-19-00077 EDN: AWTYNG
37. Matsopoulos A., Theron L. Resilience to COVID-19 challenges: Lessons for school psychologists serving school-attending youth with experiences of marginalization // School Psychology International. 2023. Vol. 44. № 2. P. 123-134. DOI: 10.1177/01430343231151591 EDN: YLPNLT
38. Mental healthcare staff well-being and burnout: A narrative review of trends, causes, implications, and recommendations for future interventions / J. Johnson, L.H. Hall, K. Berzins, J. Baker, K. Melling, C. Thompson // International Journal of Mental Health Nursing. 2018. Vol. 27. № 1. P. 20-32. DOI: 10.1111/inm.12416
39. Michalchuk S., Martin S.L. Vicarious resilience and growth in psychologists who work with trauma survivors: An interpretive phenomenological analysis // Professional Psychology: Research and Practice. 2019. Vol. 50. № 3. P. 145-154. DOI: 10.1037/PRO0000212
40. Newell J.M. An ecological systems framework for professional resilience in social work practice // Social Work. 2019. Vol. 65. № 1. P. 65-73. DOI: 10.1093/sw/swz044
41. Occupational Resilience Assets Questionnaire (ORA-Q): A multilevel measure [Электронный ресурс] / M.E. Magrin, M. Scrignaro, C. Monticelli, S. Gheno // Giornale Italiano di Medicina del Lavoro ed Ergonomia. 2017. Vol. 38. № 4. P. 302-310. URL: https://www.researchgate.net/publication/325905212 (дата обращения: 21.06.2023).
42. Ondrejková N., Halamová J. Prevalence of compassion fatigue among helping professions and relationship to compassion for others, self-compassion and self-criticism // Health & Social Care in the Community. 2022. Vol. 30. № 5. Р. 1680-1694. DOI: 10.1111/HSC.13741 EDN: KKCOLY
43. Paiva-Salisbury M.L., Schwanz K.A. Building compassion fatigue resilience: Awareness, prevention, and intervention for pre-professionals and current practitioners // Journal of Health Service Psychology. 2022. Vol. 48. № 1. P. 39-46. DOI: 10.1007/S42843-022-00054-9 EDN: RNMUYF
44. Professional resilience among trauma emergency department nurses in Iran: A qualitative study / R. Norouzinia, M.H. Yarmohammadian, M. Ferdosi, G. Masoumi, A. Ebadi // Frontiers in Emergency Medicine. 2020. Vol. 4. № 3. Article ID e77. 9 p. DOI: 10.22114/ajem.v0i0.363
45. Resilience among Delhi-NCR first line responders and its links with secondary traumatic stress [Электронный ресурс] / M. Sharma, A. Sbharwal, H.L. Joshi, R. Singh // Indian Journal of Psychological Science. 2022. Vol. 15. № 1. P. 0109-0115. URL: https://www.researchgate.net/publication/366080390 (дата обращения: 21.06.2023).
46. Resilience and burnout among physicians and the general US working population / C.P. West, L.N. Dyrbye, C. Sinsky, M. Trockel, M. Tutty, L. Nedelec, L.E. Carlasare, T.D. Shanafelt // JAMA Network Open. 2020. Vol. 3. № 7. Article ID e209385. 11 p. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.9385 EDN: ZCSCMJ
47. Resilience and prosocial behaviour in Spanish care professionals of dependent persons / M. Martí-Vilar, A.C. Tortosa, A. Sales-Galán, G. Corradi // Health & Social Care in the Community. 2022. Vol. 30. № 6. P. e6613-e6621. DOI: 10.1111/HSC.14110 EDN: DVNMHU
48. Resilience at work, burnout, secondary trauma, and compassion satisfaction of social workers amidst the COVID-19 pandemic / A. Ratzon, M. Farhi, N. Ratzon, B. Adini // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 9. Article ID 5500. 14 p. DOI: 10.3390/ijerph19095500 EDN: OVBLZU
49. Resilience beyond reductionism: ethical and social dimensions of an emerging concept in the neurosciences / N. Münch, H. Mahdiani, K. Lieb, N.W. Paul // Medicine, Health Care and Philosophy. 2021. Vol. 24. № 1. P. 55-63. DOI: 10.1007/s11019-020-09981-0 EDN: VXSVKD
50. Richler J. Changing expectations of therapy // Nature Reviews Psychology. 2022. Vol. 1. Article ID 623. DOI: 10.1038/s44159-022-00126-z EDN: HZHXMQ
51. Rush E., Redshaw S., Short M. Philosophical and spiritual worldviews and professional resilience in frontline social work and human services: a scoping literature review // Journal of Religion & Spirituality in Social Work: Social Thought. 2023. Vol. 42. № 2. P. 193-210. DOI: 10.1080/15426432.2023.2166890 EDN: XNHYGI
52. Secondary traumatic stress and dissociative coping strategies in nurses during the COVID-19 pandemic: The protective role of resilience / G. Tsouvelas, A. Kalaitzaki, A. Tamiolaki, M. Rovithis, G. Konstantakopoulos // Archives of Psychiatric Nursing. 2022. Vol. 41. P. 264-270. DOI: 10.1016/j.apnu.2022.08.010 EDN: ZPEBJH
53. Squires V., Walker K., Spurr S. Understanding self perceptions of wellbeing and resilience of preservice teachers // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 118. № 5. Article ID 103828. 16 p. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103828 EDN: UAHNGL
54. Strinić A., Carlsson M., Agerström J. Occupational stereotypes: professionals’ warmth and competence perceptions of occupations // Personnel Review. 2022. Vol. 51. № 2. P. 603-619. DOI: 10.1108/PR-06-2020-0458 EDN: CFDPXF
55. Sugrue E. Understanding the effect of moral transgressions in the helping professions: In search of conceptual clarity // Social Service Review. 2019. Vol. 93. № 1. P. 4-25. DOI: 10.1086/701838
56. Supporting carers: health care professionals in need of system improvements and education - a qualitative study / I. Røen, H. Stifoss-Hanssen, G. Grande, S. Kaasa, K. Sand, A.K. Knudsen // BMC Palliative Care. 2019. Vol. 18. № 1. Article ID 58. 11 p. DOI: 10.1186/s12904-019-0444-3 EDN: GVJMPG
57. The role of education in developing students’ professional resilience for social work practice: A systematic scoping review / C. Hitchcock, M. Hughes, L. McPherson, L. Whitaker // British Journal of Social Work. 2020. Vol. 51. № 7. P. 2361-2380. DOI: 10.1093/bjsw/bcaa054 EDN: TPVCOK
58. The THRIVE Program: Building Oncology Nurse Resilience Through Self-Care Strategies / L.M. Blackburn, K. Thompson, R. Frankenfield, A. Harding, A. Lindsey // Oncology Nursing Forum. 2020. Vol. 47. № 1. P. 25-34. DOI: 10.1188/20.ONF.E25-E34
59. Understanding compassion fatigue in healthcare providers: A review of current literature / C. Sorenson, B. Bolick, K. Wright, R. Hamilton // Journal of Nursing Scholarship. 2016. Vol. 48. № 5. P. 456-465. DOI: 10.1111/jnu.12229
60. Vermeesch A.L., Garrigues L., Littzen-Brown C. Integrative wellness approaches to mitigate perceived stress, increase vitality, and build community during COVID-19: A pilot study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 24. Article ID 16463. 11 p. DOI: 10.3390/IJERPH192416463 EDN: SFWRFD
61. Yang S., Shu D., Yin H. “Teaching, my passion; publishing, my pain”: unpacking academics’ professional identity tensions through the lens of emotional resilience // Higher Education. 2022. Vol. 84. P. 235-254. DOI: 10.1007/s10734-021-00765-w EDN: WWIAEA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор актуальных направлений эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания за последние 5 лет, представленных в каталоге ScienceDirect. В результате анализа было определено три актуальных направления исследований феномена. Первое из них связано с ролью эмоционального интеллекта в возникновении выгорания. Установлено, что понимание человеком своих и чужих эмоций, а также управление ими может помочь в преодолении и предотвращении эмоционального выгорания. В рамках второго направления исследуется роль эмоционального труда в возникновении выгорания. Обнаружено, что способность человека направлять свои эмоции и использовать разные стратегии их выражения может помочь в снижении выгорания, а «психологическая гибкость» обеспечивает возможность предотвращения выгорания. Третье направление связано с социальной идентичностью человека. Продемонстрирована связь между социальной идентичностью и снижением выгорания у человека, показана роль психологической связи с группой и укрепления социальной идентичности в снижении эмоционального выгорания. Подчеркивается растущий интерес к роли и месту идентичности человека в проявлении у него выгорания. В статье определены перспективы дальнейших исследований феномена эмоционального выгорания.
Работа направлена на изучение феномена профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. В настоящее время становится все более актуальным исследование факторов профессионального стресса именно у медиков. В статье представлено описание социально-демографических, организационных и личностных факторов профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. Проведен анализ зарубежных исследований, показывающих значимость фактора пола, статуса медсестры и возраста, а также исследований, посвященных влиянию условий труда, профессиональной идентичности и личностных переменных на уровень переживания профессионального стресса медиками в условиях COVID-19. Полученные в исследованиях данные позволяют увидеть роль социально-демографических, организационных и личностных факторов, что является важным условием для организации профилактических и коррекционных мероприятий. Подверженным профессиональному стрессу является медик женского пола, статуса медсестры, работающий на передовой с инфицированными пациентами, в возрасте до 50 лет. Нездоровый перфекционизм, патологический альтруизм, преувеличенное чувство ответственности вступают личностными факторами профессионального стресса у медика. С высоким уровнем профессионального стресса коррелирует слабое чувство профессиональной идентичности, а также сильное чувство профессиональной идентичности наряду с переживанием ситуации неопределенности.
В работе осуществлен обзор современных исследований связи эмпатии и выгорания в сфере помогающих профессий. Эмпатия традиционно считается профессионально важным качеством в этой области. Профессиональное выгорание помогающих специалистов отличается высоким уровнем и широким распространением, имеет существенную специфику с точки зрения вызывающих его причин, связанную, в том числе, с регулярным столкновением профессионалов с негативными эмоциями их клиентов/пациентов, человеческим страданием и смертью. Исследования связи эмпатии и выгорания анализируются в данной работе в рамках трех существующих на данный момент гипотез: эмпатия способствует выгоранию, выгорание способствует снижению эмпатии, эмпатия является средством профилактики выгорания. Рассматриваются специфические для области помогающих профессий феномены вторичной травматизации, усталости от сочувствия, удовлетворения от сочувствия, эмоционального диссонанса и их связи с выгоранием. Делается вывод о правомерности всех трех гипотез и о необходимости дифференцированного понимания эмпатии в контексте исследований ее связи с выгоранием. Проблема доказательства наличия определенной связи эмпатии и выгорания практически трансформируется в проблему качества (уровня) эмпатии в профессиональном контексте, возможностей и способностей к ее регуляции.
Статья посвящена обзору отечественных и зарубежных исследований профессиональной жизнеспособности. В результате проведенной работы обнаружено, что для зарубежной психологической науки характерно рассматривать профессиональную жизнеспособность как совокупность ресурсов, позволяющих специалисту в трудной ситуации обеспечивать себе психологическое благополучие, что требует навыков проявления заботы о себе и своем психологическом состоянии, оказания самопомощи и умения адаптироваться к меняющимся условиям. Данные зарубежных эмпирических исследований профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий показали связь профессиональной жизнеспособности с эмоциональным выгоранием, психологическим благополучием, самосостраданием, творческим мышлением. Также зарубежные исследователи отмечают необходимость формирования профессиональной жизнеспособности в процессе профессиональной подготовки и трудовой деятельности. Отечественные исследователи рассматривают жизнеспособность преимущественно как способность к управлению функциями и процессами (совладания, восстановления), основанными на внутренних ресурсах личности, внешних и внутренних защитных факторах в трудных условиях с целью адаптации к ним и восстановления удовлетворенности жизнью.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/