Статья посвящена обзору отечественных и зарубежных исследований профессиональной жизнеспособности. В результате проведенной работы обнаружено, что для зарубежной психологической науки характерно рассматривать профессиональную жизнеспособность как совокупность ресурсов, позволяющих специалисту в трудной ситуации обеспечивать себе психологическое благополучие, что требует навыков проявления заботы о себе и своем психологическом состоянии, оказания самопомощи и умения адаптироваться к меняющимся условиям. Данные зарубежных эмпирических исследований профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий показали связь профессиональной жизнеспособности с эмоциональным выгоранием, психологическим благополучием, самосостраданием, творческим мышлением. Также зарубежные исследователи отмечают необходимость формирования профессиональной жизнеспособности в процессе профессиональной подготовки и трудовой деятельности. Отечественные исследователи рассматривают жизнеспособность преимущественно как способность к управлению функциями и процессами (совладания, восстановления), основанными на внутренних ресурсах личности, внешних и внутренних защитных факторах в трудных условиях с целью адаптации к ним и восстановления удовлетворенности жизнью.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120202
- eLIBRARY ID
- 54250559
Немаловажным фактором, связанным с жизнеспособностью, в зарубежных исследованиях, является сам процесс подготовки специалистов помогающих профессий. Например, К. Хичкок с соавторами считают, что повышению профессиональной жизнеспособности будущих социальных работников способствуют профессиональный отбор, целевое обучение и инклюзивные практики в процессе обучения [26]. П. Уолш с соавторами делают акцент на необходимости развития самоэффективности, способности к рефлексии и уверенности в себе у будущих медицинских работников, что требует, по мнению указанных авторов, включения в образовательный процесс активного взаимодействия со сверстниками, рефлексивных практик, проблемно-ориентированного и эмпирического обучения [15]. А. Азеведо и М. Д. Шейн обнаружили влияние программы развития культурного интеллекта на жизнеспособность и проявление инновативности у студентов MBA [9], что позволяет сделать вывод о необходимости расширения межкультурного взаимодействия в период обучения в вузе для повышения жизнеспособности молодых специалистов, особенно в тех сферах деятельности, где требуется регулярное общение с представителями разных культур и этнических сообществ.
Список литературы
1. Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Фомина Е.А. Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 2. С. 67-92. EDN: FMENNV
2. Борисов Г.И., Печеркина А.А. Жизнеспособность как условие профессионального развития личности [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 72-75. URL: item.asp?id=25295749 (дата обращения: 23.06.2023). EDN: VHOFMF
3. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Институт психологии РАН, 2016. 755 с. EDN: WIZRBV
4. Лотарева Т.Ю. Факторы жизнеспособности профессионалов социальной сферы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 4(17). С. 376-381. EDN: XRUGIZ
5. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. Том 24. № 5. С. 90-121. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-90-121 EDN: AYITAW
6. Плющева О.А., Махнач А.В. Жизнеспособность специалиста помогающей профессии в организационной среде [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2021. Том 11. № 2. С. 124-153. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/484830093.html (дата обращения: 23.06.2023). EDN: ERSYUH
7. Тарасова Е.В., Черемухин А.Д. Представления психологов-консультантов об этических ценностях, профессиональной устойчивости и жизнеспособности в деятельности [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2017. № 4(34). 6 p.URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/4615 (дата обращения: 10.03.2023). EDN: YINANV
8. Шкугаль Я.А. Жизнестойкость, эмоциональный интеллект и карьерные ориентации сотрудников в современных условиях бизнеса [Электронный ресурс] // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сб.материалов V Международной научно-практической конференции: Махачкала, 2023. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 135-139. URL: item.asp?id=50233185 (дата обращения: 10.03.2023). EDN: CLKOCK
9. Azevedo A., Shane M.J. A new training program in developing cultural intelligence can also improve innovative work behavior and resilience: A longitudinal pilot study of graduate students and professional employees // The International Journal of Management Education. 2019. Vol. 17. № 3. Article ID 100303, 20 p. DOI: 10.1016/j.ijme.2019.05.004
10. Can we coach resilience? An evaluation of professional resilience coaching as a well-being initiative for surgical interns / Y. Song, R.A. Swendiman, A.B. Shannon, S. Torres-Landa, F.N. Khan, N.N. Williams, K.R. Dumon, A.D. Brooks, R.P. DeMatteo, C.B. Aarons // Journal of Surgical Education. 2020. Vol. 77. № 6. P. 1481-1489. DOI: 10.1016/j.jsurg.2020.04.014 EDN: YOXLBS
11. Factors that influence the professional resilience of occupational therapists in mental health practice / S. Ashby, S. Ryan, M. Gray, C. James // Australian occupational therapy journal. 2013. Vol. 60. № 2. P. 110-119. DOI: 10.1111/1440-1630.12012
12. Ferreira P., Gomes S. The Role of Resilience in Reducing Burnout: A Study with Healthcare Workers during the COVID-19 Pandemic // Social Sciences. 2021.Vol. 10. № 9. Article ID 317, 13 p. DOI: 10.3390/socsci10090317 EDN: XSVZSW
13. Improving Healthcare Worker Resilience and Well-Being During COVID-19 Using a Self-Directed E-Learning Intervention / F.Kelly, M. Uys, D. Bezuidenhout, S.L. Mullane, C. Bristol // Frontiers in Psychology. 2021.Vol. 12. Article ID 748133, 9 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.748133 EDN: ONMQXF
14. Itzhaki-Braun Y. Coping with COVID-19: Resilience factors amongst community social workers // The British Journal of Social Work. 2022. Vol. 52. № 6. P. 3443-3459. DOI: 10.1093/bjsw/bcab250 EDN: NUIVID
15. Learning and teaching approaches promoting resilience in student nurses: An integrated review of the literature / P. Walsh, P.A. Owen, N. Mustafa, R. Beech // Nurse Education in Practice. 2020. Vol. 45. Article ID 102748, 9 p. DOI: 10.1016/j.nepr.2020.102748 EDN: HAUTJU
16. Litam S.D.A., Ausloos C.D., Harrichand J.J.S. Stress and Resilience Among Professional Counselors During the COVID-19 Pandemic // Journal of Counseling & Development. 2021. Vol. 99. № 4. P. 384-395. DOI: 10.1002/jcad.12391 EDN: PNUJTQ
17. Martin L., McDowall A. The professional resilience of mid-career GPs in the UK: a qualitative study // British Journal of General Practice. 2022. № 72. P. e75-e83. DOI: 10.3399/BJGP.2021.0230 EDN: ARKQHC
18. Newell J.M. An ecological systems framework for professional resilience in social work practice // Social Work. 2020. Vol. 65. № 1. С. 65-73. DOI: 10.1093/sw/swz044
19. Phillips K., Knowlton M., Riseden J. Emergency department nursing burnout and resilience // Advanced Emergency Nursing Journal. 2022. Vol. 44. № 1. P. 54-62. DOI: 10.1097/TME.0000000000000391 EDN: BHSFJN
20. Reflective Skills, Empathy, Wellbeing, and Resilience in Cognitive-Behavior Therapy Trainees Participating in Mindfulness-Based Self-Practice/Self-Reflection / T. Mösler, S. Poppek, C. Leonhard, W. Collet // Psychological Reports. 2022.Vol. 0(0). 21 p. Ahead of Print. DOI: 10.1177/00332941221094482 EDN: LAGBFA
21. Resilience and mental health nursing: An integrative review of international literature / K. Foster, M. Roche, C. Delgado, C. Cuzzillo, J.-A. Giandinoto, T. Furness // International journal of mental health nursing. 2019. Vol. 28. № 1. P. 71-85. DOI: 10.1111/inm.12548
22. Resilience, Mentalizing and burnout syndrome among healthcare workers during the COVID-19 pandemic in Serbia / T. Safiye, B. Vukčević, M. Gutić, A. Milidrag, D. Dubljanin, J. Dubljanin, B. Radmanović // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 11. Article ID 6577, 13 p. DOI: 10.3390/ijerph19116577 EDN: JHJYXA
23. Rivard A.M., Brown C.A. Moral distress and resilience in the occupational therapy workplace // Safety. 2019. Vol. 5. № 1. Article ID 10, 9 p. DOI: 10.3390/safety5010010
24. Rosenberg A.R. Seeking professional resilience // Pediatrics. 2018. Vol. 141. № 3. Article ID e20172388. 3 p. DOI: 10.1542/peds.2017-2388
25. Self-compassion and psychological well-being among Malaysian counselors: The mediating role of resilience / S.P. Voon, P.L. Lau, K.E. Leong, J.L.S. Jaafar // The Asia-Pacific Education Researcher. 2022. Vol. 31. № 4. P. 475-488. DOI: 10.1007/s40299-021-00590-w EDN: UEDBKR
26. The role of education in developing students’ professional resilience for social work practice: a systematic scoping review / C. Hitchcock, M. Hughes, L. McPherson, L. Whitaker // The British Journal of Social Work. 2021. Vol. 51. № 7. P. 2361-2380. DOI: 10.1093/bjsw/bcaa054 EDN: TPVCOK
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор актуальных направлений эмпирических исследований феномена эмоционального выгорания за последние 5 лет, представленных в каталоге ScienceDirect. В результате анализа было определено три актуальных направления исследований феномена. Первое из них связано с ролью эмоционального интеллекта в возникновении выгорания. Установлено, что понимание человеком своих и чужих эмоций, а также управление ими может помочь в преодолении и предотвращении эмоционального выгорания. В рамках второго направления исследуется роль эмоционального труда в возникновении выгорания. Обнаружено, что способность человека направлять свои эмоции и использовать разные стратегии их выражения может помочь в снижении выгорания, а «психологическая гибкость» обеспечивает возможность предотвращения выгорания. Третье направление связано с социальной идентичностью человека. Продемонстрирована связь между социальной идентичностью и снижением выгорания у человека, показана роль психологической связи с группой и укрепления социальной идентичности в снижении эмоционального выгорания. Подчеркивается растущий интерес к роли и месту идентичности человека в проявлении у него выгорания. В статье определены перспективы дальнейших исследований феномена эмоционального выгорания.
Работа направлена на изучение феномена профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. В настоящее время становится все более актуальным исследование факторов профессионального стресса именно у медиков. В статье представлено описание социально-демографических, организационных и личностных факторов профессионального стресса у медиков в условиях COVID-19. Проведен анализ зарубежных исследований, показывающих значимость фактора пола, статуса медсестры и возраста, а также исследований, посвященных влиянию условий труда, профессиональной идентичности и личностных переменных на уровень переживания профессионального стресса медиками в условиях COVID-19. Полученные в исследованиях данные позволяют увидеть роль социально-демографических, организационных и личностных факторов, что является важным условием для организации профилактических и коррекционных мероприятий. Подверженным профессиональному стрессу является медик женского пола, статуса медсестры, работающий на передовой с инфицированными пациентами, в возрасте до 50 лет. Нездоровый перфекционизм, патологический альтруизм, преувеличенное чувство ответственности вступают личностными факторами профессионального стресса у медика. С высоким уровнем профессионального стресса коррелирует слабое чувство профессиональной идентичности, а также сильное чувство профессиональной идентичности наряду с переживанием ситуации неопределенности.
В работе осуществлен обзор современных исследований связи эмпатии и выгорания в сфере помогающих профессий. Эмпатия традиционно считается профессионально важным качеством в этой области. Профессиональное выгорание помогающих специалистов отличается высоким уровнем и широким распространением, имеет существенную специфику с точки зрения вызывающих его причин, связанную, в том числе, с регулярным столкновением профессионалов с негативными эмоциями их клиентов/пациентов, человеческим страданием и смертью. Исследования связи эмпатии и выгорания анализируются в данной работе в рамках трех существующих на данный момент гипотез: эмпатия способствует выгоранию, выгорание способствует снижению эмпатии, эмпатия является средством профилактики выгорания. Рассматриваются специфические для области помогающих профессий феномены вторичной травматизации, усталости от сочувствия, удовлетворения от сочувствия, эмоционального диссонанса и их связи с выгоранием. Делается вывод о правомерности всех трех гипотез и о необходимости дифференцированного понимания эмпатии в контексте исследований ее связи с выгоранием. Проблема доказательства наличия определенной связи эмпатии и выгорания практически трансформируется в проблему качества (уровня) эмпатии в профессиональном контексте, возможностей и способностей к ее регуляции.
В статье представлен обзор исследований влияния факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий, опубликованных за последние пять лет. В анализе литературы зарубежных источников представлены несколько основных тенденций изучения феномена профессиональной жизнеспособности специалистов помогающих профессий (СПП). В частности, рассматриваются последствия пандемии как факторы риска для жизнеспособности СПП. Отмечается, что большая часть статей по профессиональной жизнеспособности посвящена СПП в области социальной работы и медицины (медсестрам, врачам), меньшая часть - психологам и психотерапевтам. Ряд работ посвящен особенностям формирования профессиональной жизнеспособности у студентов, обучающихся по этим специальностям. Подробно описаны факторы защиты и некоторые компоненты профессиональной жизнеспособности, в частности «духовность». Среди факторов риска подробно проанализирован феномен «утомление от сострадания», как специфичный для СПП. Среди факторов защиты - феномен «теплоты и компетентности». Кратко описаны несколько тестов, разработанных для измерения профессиональной жизнеспособности, а также программы повышения жизнеспособности СПП.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/