ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С НЕНОРМАТИВНЫМИ КРИЗИСАМИ ЛИЧНОСТИ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматривается вопрос о том, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает студентам в преодолении ненормативных кризисов, которые могут серьезно подорвать их психическое здоровье и академическую мотивацию. Обсуждается, как тревожность, депрессия и другие проявления ненормативных кризисов могут препятствовать успешной учебной деятельности, а также демонстрируется, что КПТ не только способна смягчить эти состояния, но и развивает у студентов навыки адаптивности в преодолении стресса, что имеет важное значение для их общего психического благополучия и успеха в учебе. Рассматривается, какие последствия ненормативные кризисы могут иметь для учебной деятельности и психического состояния. Подчеркивается, что эффективное преодоление этих кризисов требует развития адаптивных стратегий управления стрессом, а КПТ является одним из методов, способствующих этому развитию. Студенты после работы с психологом с применением КПТ обретают не только способность эффективно справляться с текущими проблемами, но и основу для более успешного управления своим состоянием в будущем. В работе освещены теоретические аспекты применения КПТ, в ней также представлены результаты эмпирического исследования, показывающие, как именно КПТ помогает студентам находить пути решения кризисных ситуаций в образовательном пространстве. В статье проанализированы результаты исследования ряда авторов и представлены собственные данные авторов статьи, касающиеся предмета и задач исследования. Подчеркивается, как важен учет личных особенностей и специфика жизненных ситуаций каждого студента при внедрении КПТ в структуру психологической помощи субъектам образования. Проведенное исследование показывает, что КПТ не только эффективна в борьбе с ненормативными кризисами, но и способствует формированию у студентов личностной устойчивости, эмоциональной стабильности и способности к саморегуляции - как условий противодействия возникновению личностных деформаций и факторов совладания с многочисленными стрессовыми ситуациями, неизбежными в образовательном процессе.

The paper examines how cognitive behavioral therapy (CBT) helps students to overcome non-normative crises that can severely undermine their mental health and academic motivation. It is discussed how anxiety, depression and other manifestations of non-normative crises can impede successful learning activity, and it is also demonstrated that CBT is not only able to mitigate these conditions, but also develops students’ adaptive skills in coping with stress, which is important for their overall mental well-being and academic success. It considers what consequences non-normative crises can have on learning activity and mental state. It is emphasized that effectively overcoming these crises requires the development of adaptive stress management strategies, and CBT is one of the methods that contribute to this development. After working with a psychologist using CBT, students gain not only the ability to effectively cope with current problems, but also the basis for more successful management of their condition in the future. The work highlights the theoretical aspects of the use of CBT, it also presents the results of the empirical study showing how exactly CBT helps students to find ways to solve crisis situations in the educational space. The article analyzes the research results of a number of authors and presents the authors’ own data regarding the subject and tasks of the study. It is emphasized how important it is to take into account the personal characteristics and specifics of the life situations of each student when introducing CBT into the structure of psychological assistance to the subjects of education. The study shows that CBT is not only effective in combating abnormal crises, but also contributes to the formation of personal stability, emotional stability and the ability to self-regulate among students - as conditions for countering personal deformations and coping factors with numerous stressful situations that are inevitable in the educational process.

Ключевые фразы: ненормативный кризис, ТЕРАПИЯ, копинг-стратегии, личностные деформации, СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ, саморегуляция, когнитивно-поведенческая терапия, студенты
Автор (ы): Варавина Любовь Алексеевна
Соавтор (ы): Корнеева Елена Николаевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-148
eLIBRARY ID
69206856
Для цитирования:
ВАРАВИНА Л. А., КОРНЕЕВА Е. Н. ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С НЕНОРМАТИВНЫМИ КРИЗИСАМИ ЛИЧНОСТИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи