Публикации автора

Рискориентированная оценка проведения эксперимента по взиманию курортного сбора на Кавказских Минеральных Водах (2024)

Введение. Курортный сбор на территории курортов КМВ проводится с 2018 года по настоящее время. В его основе лежит ФЗ от 29 июля 2017 года № 204-ФЗ, именуемый в новой редакции как ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры». Институт не является новым; он имел место в разных формах как в дореволюционном, так и в советском законодательстве. Вместе с тем, лучшие наработки предшествующих периодов не были учтены в данном эксперименте на современном этапе, что провоцирует целый ряд социальных, финансово-экономических, коммерческих, экологических и иных рисков для успешного функционирования института курортного сбора и курортов КМВ в целомкак важнейшей бальнеологической лечебно-реабилитационной базы федерального значения.

Материалы и методы. В качестве объекта рассматривались курорты КМВ в целях выявления эффективности использованного правового инструментария. В то же время в работе есть ссылки и на иные курорты, также участвующие в эксперименте. Исследование базировалось на общенаучных и специально-юридических методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, логическом, сравнительно-историческом, прогностическом и иных апробированных методах научного познания. Указанные методы использованы в рамках риск-ориентированного подхода, который позволил выявить разнообразные риски, возникающие из-за несовершенства правового института курортных сборов.

Анализ. Изучение законодательства и практики его применения в области взимания курортного сбора на курортах КМВ выявило ряд проблем, присущих современной системе публичного управления этими курортами федерального значения. Следует отметить недостатки нормативно-правовой базы, определяющей особенности взимания курортного сбора, – как на федеральном, так и на региональном уровне.

Результаты. Проведенный анализ позволил выявить негативные тенденции, присущие институту курортного сбора, включающие, в том числе: отсутствие критериев эффективности расходования собранных средств (коррупционные риски), чрезмерное бюрократическое бремя по обслуживанию курортного сбора, возлагаемое законодательством на его операторов, и в то же время несовершенство института административной ответственности за нарушения в данной области (коммерческие риски для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), слабая информированность населения и отсутствие эффективной обратной связи государства с плательщиками курортного сбора (информационные риски), недостаточный учет интересов социально незащищенных категорий граждан (социальные риски) и т. п..

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 4 (2024)
Автор(ы): Навасардова Элеонора Сергеевна, Буркин Дмитрий Олегович
Сохранить в закладках
Экологическая политика стран-участниц ЕАЭС: направления сближения и институты (2024)

Введение. К числу основных приоритетов развития, созданного в 2015 г., Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) относится завершение работы, направленной на устранение существующих ограничений, унификацию таможенных правил, пересмотр отдельных норм, в том числе с учётом существующей международной экологической повестки и особенностей каждого государства. Расширение сотрудничества России с другими государствами ЕАЭС в эксплуатации природных ресурсов делает межгосударственное взаимодействие в природоохранной сфере все более актуальным. В условиях активизации отдельных сфер экономического развития и перехода к функционированию единого рынка товаров, работ и услуг существует потребность совершенствования правовых механизмов сотрудничества в экологической сфере, необходимость проведения согласованной политики на уровне ЕАЭС. Сращивание национальных рынков товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы взаимосвязано с разработкой и имплементацией политики и механизмов «зеленой» экономики, что будет содействовать стабильности социально-экономического развития, гарантируя вместе с тем и охрану окружающей среды.

Материалы и методы. Для анализа направлений сближения и институтов экологической политики в национальном законодательстве стран-участниц ЕАЭС и преодоления имеющихся проблем применялись логический, индукции, дедукции, сравнительно-правового анализа и синтеза, аналогии, статистический и другие методы научного познания. Авторами проведен сравнительный анализ общих положений наднационального законодательства и актов государств-членов Евразийского экономического союза, опосредующих проведение государственной экологической политики.

Анализ. Сближение национальной экологической политики следует считать отправной точкой для сотрудничества стран-участниц ЕАЭС в области зеленой экономики и формирования соответствующей повестки интеграционного взаимодействия. Подавляющее число ученых и экспертов соглашаются с отставанием ЕАЭС как в развитии зеленой экономики и зеленой энергетики, так и в реализации согласованной экологической политики и законодательства.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сближение экологической политики стран-участниц ЕАЭС будет способствовать дальнейшему развитию интеграции, снятию барьеров, изъятий и ограничений в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. С целью сближения экологической политики, проводимой странами-участницами ЕАЭС необходимы, разработка и принятие общего наднационального законодательства, закрепляющего стратегические цели и направления развития природопользования и охраны окружающей среды. Действующие законодательные акты национального уровня опираются на схожий набор целей, задач и направлений развития, что открывает возможности для их гармонизации и унификации. При этом первостепенное внимание нужно уделить вопросам экологической безопасности.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Автор(ы): Навасардова Элеонора Сергеевна, Захарин Андрей Николаевич
Сохранить в закладках