Статья посвящена актуальной проблеме избавления от укоренившихся политических мифов, тормозящих сближение народов и стран БРИКС. Различаются естественные и искусственные мифы; развенчание первых позволяет раскрыть новые аспекты этнических мифов, укорененных в менталитете традиционных народов, а демифологизация искусственных политических «псевдо-мифов», как результатов хитроумных политтехнологий, освобождает, например, народы Африки от навязанных западных идеологий, далеких от решения насущных проблем. Чрезвычайно важно демифологизировать коренные политико-мифологические понятия западной политологии, например, понятие демократии, которое становится подлинным орудием политической борьбы, средством «развенчания» любого политического режима, неугодного Западу. Показано, что уже в ХХ в. произошел отказ от сложившейся мифологемы об идеальной демократии, даже в рамках западного мышления. Рассмотрены современные подходы к трактовке демократии в отечественной политологии, свободные от мифологического налета и переосмысливающие ее в различных формах (например, авторитарная, делиберативная, государственная, общественно-политическая). Также рассматривается необходимость развенчания главного мифа Запада, в изложении известного политолога С. Хантингтона, о том, что западная цивилизация является наиболее развитой и вынуждена противостоять всему миру, занимая лидирующую позицию в неизбежном «столкновение цивилизаций». Также с очевидностью рушится один из основополагающих мифов западного мира - о свободе, как одном из главных прав человека. Проблемы демифологизации необходимо осознать всем участникам БРИКС, исторически нового политического объединения, которое в значительной степени строится на основе доверия, консолидации сил и взаимного учета всех национально-государственных интересов.
Статья посвящается рассмотрению одного из феномена этнополитики - этнополитического конфликта, его объекта, предмета, форм, отличительных особенностей, политических механизмов урегулирования. За последние годы проведено множество исследований проблем этнополитических конфликтов. Перечень новых идей в исследовании этнополитических проблем стран мира весьма невелик: это концепции плюрального общества, границ группы, центра-периферии или внутреннего колониализма. С определенной натяжкой к ним можно отнести исследования, идущие в русле концепций модернизации, политического развития, но комплексный, междисциплинарный подход к исследованию этнополитических конфликтов еще окончательно не утвердился ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Этнополитический конфликт представляет собой разновидность социально-политического конфликта, одну из форм проявления противоречия в области этнополитических отношений. Новый виток эскалации этнополитических конфликтов обусловлен нарастающей глобализацией и дальнейшим обострением геополитических противоречий между мировыми центрами силы, ведущими борьбу за передел мира. Особую остроту этому процессу придает состояние хаоса и неразберихи, которая возникла в мировом сообществе в связи с событиями на Украине и Ближнем Востоке. Состояние глубокого социально-экономического кризиса, охватившие многие страны, является мощным катализатором обострения этнополитической напряженности. Этнополитические конфликты всегда имеют конкретно-историческое содержание. Для их урегулирования не существует технологий, которые можно использовать в любой ситуации и в различных регионах мира, не все этнополитические конфликты поддаются политическому решению общепринятыми методами, некоторые формы поведения этнических групп населения могут вступать в непримиримое противоречие с интересами всего общества, например этнополитическое подстрекательство, проповедь этнической вражды, вызываемого деятельностью политически коррумпированных этнических элит, связанными с «теневой» экономикой, открыто и прямо разжигающими межэтническую рознь.
В исследовании предложена методология системного подходя для исследования политических процессов, происходящих в политической систем. Политическая система государства должна быть основана на научно-теоретической базе, на основании исполнения нормативно-правовых актов, а также на идеологии мобилизующей нравственные силы народа на общее дело страны. Устойчивость политических систем достигается усилением связи или увеличением количества связей между различными административными, экономическими, нормативными, общественными, религиозными, элементами политической системы. Жизнеустойчивость политических систем сильнее при наличии в системе политического «люфта». Отмена института «замполита», как некого люфта в жестких системах привели к всплеску преступлений, связанных с превышением своих полномочий командирами, особенно тактического звена. Подчиненные, которые раньше находили правду у замполита, в настоящее время идут сразу в прокуратуру и суды. Не говоря уже о роли и значимости данного института власти для кадрового фильтра. Задача формулирования обобщающей цели, как идеи для всех, должна сводиться к задаче уменьшения энтропии, где энтропия - мера хаоса, связанная с информацией, так как информация приводит или к порядку (устранению неоднозначности, неопределенности, неясности) или к беспорядку (избыточная, ложная информация), являющаяся губительной для политической системы.