Несмотря на то, что патриотизм уже достаточно давно был объявлен российским руководством национальной идеей нашей страны, вплоть до начала специальной военной операции в 2022 г. в системе как среднего, так и высшего образования не наблюдалось ее практической реализации. В статье анализируются проблемы преподавания курса «Основы российской государственности», введенного в программы всех российских вузов в сентябре 2023 г. Опираясь на собственный опыт ведения данной дисциплины, автор дает свое видение целей и задач данного курса с учетом политической конъюнктуры и стратегических национальных интересов России. Кроме того, предлагается и обосновывается авторская версия тематики лекционных и семинарских занятий.
В статье рассматривается проблема борьбы за влияние между элитой и средним классом в современных государствах. Исследование охватывает период со второй половины XX в. до настоящего времени, выделяя два ключевых этапа противостояния. В первой половине анализируемого периода элита и средний класс выступали союзниками в борьбе против персонального доминирования политических лидеров. Однако после нейтрализации «диктаторского» потенциала института лидерства в 2000-е гг. элита развернула активную кампанию против среднего класса, который к тому времени накопил значительный социальный, материальный и интеллектуальный капитал и стал представлять угрозу для властных позиций истеблишмента. Автор анализирует меры, предпринятые элитой для снижения авторитета среднего класса в обществах «цивилизованных» стран и установления полного контроля над формированием повестки развития человечества. В заключении отмечается, что, несмотря на продолжающееся противостояние, элита сохраняет существенное преимущество как над политическими лидерами, так и над народным большинством, ядро которого составляет средний класс.
Статья посвящена опыту Советского Союза 1920-1940-х гг. в области преодоления спортивных санкций и спортивной изоляции. Оказавшись после Октябрьской революции в идеологической конфронтации с Западом, руководство СССР выдержало жесткий прессинг тогдашнего «международного сообщества» практически по всем направлениям своей деятельности, в т. ч. в сфере физкультуры и спорта. При этом СССР не только устоял в таком противоборстве, но и сумел выстроить уникальную модель органичного сочетания и взаимодополнения «большого спорта» и спорта массового. Кроме того, за счет игры на противоречиях капиталистических стран СССР периодически удавалось прорывать спортивную блокаду не только по линии Спортинтерна, но и по линии двустороннего сотрудничества с отдельными странами и территориями. В итоге международные официальные спортивные структуры (МОК и др.) были вынуждены не только интегрировать советских спортсменов в свои ряды, но и сделать это в инициативном порядке, да еще после выполнения жестких требований со стороны СССР.