Введение: предметом статьи является эволюция законодательства, регулирующего вопросы уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека, в советский и постсоветский периоды. В рамках ретроспективного анализа исследуются изменения в подходах законодателя к дифференциации ответственности за указанные преступления.
Материалы и методы: основу исследования составили логический, системно-структурный, статистический методы, а также метод анализа. В качестве материалов исследования выступили нормы советского и российского законодательства.
Результаты исследования: опираясь на результаты проведенного исследования, следует констатировать, что нормы, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, на протяжении всей истории их существования подвергались систематическому совершенствованию. При этом очевидна необходимость дальнейшей оптимизации указанных норм, в частности, в части усиления мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершающих данные преступления в состоянии опьянения, не имеющих или лишенных права управления транспортными средствами.
Обсуждение и заключение: исследование исторического развития законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом демонстрирует эволюцию подходов к данной проблеме. Автором предложены направления совершенствования действующего законодательства, ориентированные на повышение эффективности правового регулирования и снижение уровня аварийности на дорогах.