Цель исследования – охарактеризовать книги из личной библиотеки санктпетербургского священника иерея Иоанна Кирикова как часть книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов, реконструировать историю их бытования и проанализировать подходы отца Иоанна к собиранию своей библиотеки.
Рассматриваются печатные и рукописные документы второй половины XVIII в., принадлежавшие иерею Иоанну Кирикову (1720–1770) и влившиеся в книжное собрание КолываноВоскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции сегодня находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Если биография и пастырское служение отца Иоанна изучены достаточно подробно, его личная библиотека и, соответственно, читательские интересы до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. В статье представлены подробные описания печатных и рукописных документов, проанализированы владельческие записи и другие идентифицирующие признаки. Особое внимание уделено рукописным документам, которые впервые вводятся в научный оборот.
Охарактеризован их состав, история создания и другие особенности. Большинство документов – это тексты, созданные в петровскую эпоху, не утратившие своей популярности в последующие годы. Исследование существенно дополняет историю книгораспространения и чтения, а также историю частных библиотек в Российской империи в XVIII–XIX вв.
Цель статьи – представить рукописное собрание иркутского протоиерея Фортуната Ивановича Петухова (1789–1872), сформировавшееся в середине XIX столетия. Сделана попытка 1) реконструировать состав рукописей и документов собрания, 2) проследить пути его формирования, 3) выявить особенности отбора рукописей и степень влияния на судьбу собрания первой его презентации в исследовании москвоведа Н. П. Бочарова. Рассмотрен культурный контекст, сопровождавший формирование собрания. Текстологический анализ трудов из перечня, приведенного Н. П. Бочаровым, позволил другим авторам атрибутировать некоторые тексты, что заставляет говорить о них как о рукописях его собрания, а не как об авторских сочинениях о. Фортуната. Речь идет о широко известной работе иркутского краеведа Н. В. Семивского, использованной для автобиографических записок Ф. И. Петухова и в качестве составной части других сочинений протоиерея, а также о рукописи гораздо менее известного сочинения другого иркутского священника о. Никифора Парнякова. Это дает основание предположить возможность аналогичной атрибуции других сочинений, указанных Н. П. Бочаровым с именем Ф. И. Петухова. Несколько рукописей из собрания Ф. И. Петухова опубликованы биографом в составе его книги. Местонахождение коллекции протоиерея Фортуната Петухова не установлено, в статье обозначены направления поиска возможного хранилища – изучение архивных фондов московских монастырей, с которыми были связаны жизнь и деятельность выходцев из Сибири – Златоустовского, Сретенского и др., а также поиски личных архивов потомков сибиряка.