Статья посвящена анализу эпистемологических и методологических проблем интеграции цифровых следов в эмпирическую социологию. Актуальность темы определяется ростом объёма цифровых данных и необходимостью их осмысленной интеграции в социальные науки. Как показывает опыт других исследователей, на текущий момент анализ цифровых поведенческих данных вызывает скорее объект критики. Из этого напрямую вытекает цель данной статьи - проанализировать и выявить эпистемологические и методологические сложности интеграции цифровых следов в социологическую традицию, а также показать, что работа с подобного типа данными находится в гораздо более широкой историко-теоретической рамке. Кроме того, поставлена задача обосновать необходимость интерпретативного подхода на любых объемах цифровых данных и подчеркнуть необходимость контекстуализации и критической рефлексии на всех этапах исследования. Методологическую основу статьи составляют общенаучные методы - теоретико-методологический анализ, сравнение и обобщение научных источников по проблеме исследования. В результате исследования обоснована необходимость комплексного подхода, предполагающего различную основу источников цифровых поведенческих данных, сочетание количественного анализа цифровых данных с интерпретацией, учёта платформенной специфики, возможной алгоритмической селекцией при формировании выборки выгружаемых данных и необходимость проверки аутентичности данных на наличие автоматизированной активности. Сделан вывод о необходимости критического отношения на всех этапах исследования к цифровым данным и понимания их как знаков, требующих научной рефлексии, а не как готовых эмпирических фактов. Тем не менее, выявлено, что такая точка зрения прослеживается и в более ранних ключевых работах о нереактивной исследовательской стратегии в социологии. На основе проведенной работы были предложены рекомендации и примеры работ, использующих интепретативную рамку, как на уровне качественной стратегии цифровых исследований, так в масштабах, понимающихся в широком дискурсе, как Большие данные.
Введение. Институализация социальных медиа как главного коммуникативного пространства современности очевидным образом способствовала вовлечению политических партий в новые форматы взаимодействия с аудиторией. Распространение популизма, ставшее возможным благодаря новым технологиям, сегодня можно рассматривать как разновидность агрессивного интернет-продвижения партийных лозунгов и идеологий. Развитие и совершенствование подобных методов воздействия на электорат остается актуальной проблемой, требующей научного анализа. В настоящей статье предметом исследования стали особенности использования социальных медиа в политических коммуникациях правых партий Швеции. Методология и источники. Теоретико-методологической базой исследования послужили функциональный (К. Лоусон) и идеологический (К. фон Бейме) подходы к исследованию политических партий. Эмпирические данные, собранные в онлайн-сообществах, обрабатывались с помощью качественно-количественного контент-анализа. Для сбора информации на языке Python был написан программный продукт, взаимодействующий с интернет-ресурсами при помощи библиотек requests и pandas. Полученные данные позволили рассчитать коэффициент вовлеченности (ER) и коэффициент привлекательности онлайн-сообществ (LR) для фиксации обратной связи на публикации. Результаты и обсуждение. В контексте политических событий 2021-2022 гг. партии «Шведские демократы» и «Христианские демократы» концентрировались на популистской повестке, затрагивая проблемы преступности, кризиса мультикультурализма, последствий эпидемии Covid-19 и недовольства общества миграционной политикой, что в итоге привело к росту популярности правоконсервативных партий, о чем свидетельствуют результаты парламентских выборов 2022 г. Заключение. Комплексный анализ содержания онлайн-сообществ шведских правых партий позволил изучить цифровые следы публикаций в социальных медиа, а также выявить и ранжировать по частоте лексемы, используемые для воздействия на аудиторию. На основании полученных сведений были выявлены техники влияния, способствовавшие росту интереса шведского электората к правоконсервативным идеям.