Публикации автора

Клановые праздники хакка и возвратная миграция в сельском Китае: взгляд народа хакка (2025)

На основе полевых материалов, собранных автором в 2019— 2020 гг., в статье рассматриваются традиционные и типичные для хакка провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси социальные практики в условиях внутренней и транснациональной миграции в XX в. Хакка — подгруппа хань, населяющая горные районы провинций Гуандун, Фуцзянь и Цзянси, почти не исследованная в российской синологии и антропологии. Местные жители деревень провинции Фуцзянь идентифицируют себя как «люди хакка». Эти деревни представляют собой любопытный пример, с одной стороны, сохранения и традиций идентичности хакка, с другой — их изменения под воздействием трудовой миграции, поскольку большинство сельчан зарабатывает в Европе, а их семьи практикуют транснациональный образ жизни. Для мигрантов пребывание в родных деревнях в период отдыха заполняется мероприятиями в концептуальных и идейных культурных пространствах. Учитывая особенности автохтонных и чужих обычаев, автор анализирует традиции проведения семейно-клановых праздников автохтонных хакка в сравнении с традициями хакка других регионов, а также в целом хань. Под влиянием современных транснациональных и внутренних миграций переосмысливается и подвергается сомнению абсолютность традиций коллективного времяпрепровождения. При этом утверждается, что рассматриваемые социальные практики — коллективное чаепитие и семейно-клановые праздники — демонстрируют идентичность местных хакка, а также роль института семьи и кланов в жизни сельского общества и семей мигрантов.

Издание: СИБИРЬ ГУМАНИТАРНАЯ
Выпуск: № 3 (11) (2025)
Автор(ы): Емец Себастьян
Сохранить в закладках
«ПРОДАВАТЬ ЛАПШУ, ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ»: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В СИБИРСКОМ ГОРОДЕ (2025)

Значимой частью повседневной жизни иностранных студентов в чужой стране являются покупка и употребление привычных продуктов питания и товаров с родины. Китайское студенческое сообщество в Томске служит наглядным примером самоорганизации в данном вопросе, особенно в условиях снятия коронавирусных ограничений и увеличения числа иностранных обучающихся в российских регионах. Цель исследования - выявить социальные взаимодействия и формирование экономических ниш внутри китайской студенческой среды в неформальных микроэкономических процессах закупок, обмена и рекламирования товаров, которые представляют для студентов ценность как напоминание о доме и привычном быте. Основным источником этнографической информации послужили результаты включенного наблюдения, проведенного автором в 2022-2024 гг. в Томске и Иркутске. В ходе исследования было выявлено, что студенты не просто созерцательно вписываются в принимающую среду, но создают в ней альтернативные и интерактивные социальные пространства. Повседневные практики как примеры рефлексивной эпистемологии и демонстрации практических знаний показывают (транс)локальность, агентность и инициативу китайских студентов.

Издание: ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
Выпуск: № 2 (69) (2025)
Автор(ы): Емец Себастьян
Сохранить в закладках