Публикации автора

СУДОСТРОЕНИЕ НА СИМОНИХИНСКОЙ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БАЗЕ В 1943-1961 ГОДАХ (2025)

Посёлок Симониха в истории водного транспорта Камского бассейна известен, в первую очередь, как ремонтная база. Об этом имеются многочисленные упоминания и в научной, и в краеведческой литературе. Между тем, есть также обрывочные свидетельства о наличии там судостроения. В работе на основе статистических отчётов Симонихинской РЭБ производится реконструкция судостроительных заказов. Установлено, что в 1943-1961 гг. хозяйство построило, как минимум, 5 деревянных паромов и дебаркадеров. В результате анализа эксплуатационной документации можно утверждать, что за этот период было построено 6 судов. Удмуртское управление малых рек в 1947 г. приняло от Сарапульской переправы паром Симонихинской постройки и дополнительно заказала в 1948 г. паром № 3. Также по заказу Управления Симонихинская РЭБ построила в 1960 г. баржу № 8, впоследствии ставшую паромом № 12 Камского речного пароходства. Судьба ещё трех судов Симонихинской постройки не установлена. Возможно, их передали Сарапульскому радиозаводу имени С. Орджоникидзе.

Издание: ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 35 № 1 (2025)
Автор(ы): Митюков Николай Витальевич, Ким Юрий Леонидович
Сохранить в закладках
Флот Сарапульского горперевоза по делопроизводственной документации 1926–1947 гг. (2024)

Существующие работы по советскому водному транспорту, как правило, делают заключения основываясь исключительно на информации о работе пароходств, подведомственных Минречфлоту. Главную причину этого следует искать в отсутствии хорошей источниковой базы по флотам других хозяйств. В работе на основе имеющихся фондов Сарапульского городского перевоза производится реконструкция биографий имевшихся у него судов. Сделан вывод, что имеющиеся промфинпланы и отчеты об их выполнении являются для этой цели вполне доставочными. При этом их сравнительный анализ показал, что руководство горперевозом обладало некоторой долей волюнтаризма, поскольку не все планы претворялись в жизнь. В связи с этим большое значение имеет сопоставление планируемых и реально затраченных сумм на капитальные работы. Остальные источники не представляли собой единого массива данных, но они дали возможность уточнения ряда фактов и данных. Наиболее ценными среди них оказались приказы по личному составу, которые дали возможность уточнить наименования судов, поскольку отчеты и промфинпланы чаще всего их не называют. Реконструкция судовых биографий показала, что горперевоз за весь период существования занимал важную роль в жилищно-коммунальном хозяйстве Сарапула. Однако его материальная часть постоянно отставала от насущных потребностей города. Это особенно ярко видно по военному периоду, когда выполнение плана перевозок едва достигало 40%. Очевидно, причины этого следует искать в непонимании руководства города реальных нужд речников. Так вместо технического перевооружения флота, оно вкладывало большие средства в его ремонт. А мощность используемого флота серьезно ограничивалась возможностями его полукустарного технического обслуживания. Поэтому реально решить транспортную проблему переправы удалось лишь после передаче флота Удмуртскому управлению малых рек.

Издание: GARDARIKA
Выпуск: № 11 (1) (2024)
Автор(ы): Митюков Николай Витальевич, Ким Юрий Леонидович
Сохранить в закладках