Цель. Проанализировать концепцию традиционных ценностей через призму различных существующих подходов к её интерпретации, а также в контексте базовых идеологем, мировоззренчески обусловивших её формирование.
Процедура и методы. В работе последовательно рассматривается путь современного российского общества к концепции традиционных ценностей, начавшийся с осознания дефицита «духовных скреп» и завершившийся утверждением на законодательном уровне их развёрнутого перечня. Анализируются различные подходы к интерпретации традиционных ценностей, начиная с деструктивных, по разным причинам отказывающих им в смысловой значимости и актуальности, и заканчивая конструктивными, трактующими ценности с конкретно-исторических или более ёмких философских позиций. Выделяются и анализируются наиболее значимые идеологемы как мировоззренческие основания концепции традиционных ценностей. Для реализации заявленных направлений исследования в работе комплексно применяются методы анализа и синтеза, исторический и логический методы, диалектический метод, системный метод, методы аналогии и экстраполяции.
Результаты. В исследовании показано, что в отношении перечня российских традиционных ценностей существуют различные интерпретационные подходы, наиболее продуктивным из которых признан философский подход, ориентирующий на максимально ёмкое, интегративное восприятие искомого феномена. Формирование традиционных ценностей связано с рядом обусловивших их мировоззренческих оснований – идеологем, важнейшими из которых представляются «Москва – Третий Рим» и «Православие. Самодержавие. Народность». Данные идеологемы на долгое время предопределили вектор развития России, специфику национального сознания её народа и формирующуюся у него систему ценностей. Их можно считать полноценным воплощением «русского духа», который направлял народ России на протяжении всего пути его исторического развития, гарантировал сохранность его фундаментальных мировоззренческих констант при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с рассмотрением традиционных ценностей с позиций различных сложившихся подходов к их интерпретации и критической оценкой этих подходов. Теоретически значимым является также осмысление мировоззренческих оснований традиционных ценностей в формате обусловивших их появление идеологем. Практическая значимость исследования обусловлена самой рассматриваемой в нём проблематикой – традиционными ценностями, представляющими собой нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, выступающие фундаментом развития современного российского общества. Рассмотрение традиционных ценностей как коллективных представлений о самом важном и значимом для нашего народа способствует их интеграции в сознание и мировоззрение россиян, превращает их в практическое руководство к действию для граждан современной России.
Цель. Проследить эволюцию и охарактеризовать специфику ведущих технообразов человека, включая образы Homo Computeris, Homo Informaticus и Homo Network.
Процедура и методы. В соответствии с заявленной целью в исследовании получает экспликацию понятие «технообраз», выделяются и характеризуются основные технообразы человека, прослеживается последовательность их возникновения, обосновывается их взаимодополнительность в плане характеристики современного человека и его технологизированного бытия. В исследовании применяются методы анализа и синтеза, компаративный и дескриптивный, исторический и логический методы. Используется прогностический метод для характеристики особенностей технобиоэволюции человека и осознания её потенциальных последствий – позитивных и негативных.
Результаты. В исследовании получает обоснование понятие антропологического «технообраза». Под «технообразами» авторы предлагают понимать новые форматы бытия человека, сложившиеся в результате воздействия на него комплекса инновационных достижений в области современной техники и технологий. Прослеживается эволюция антропологических технообразов, начиная с образа Homo Computeris, включая образ Homo Informaticus и завершаясь образом Homo Network. Указанные технообразы характеризуются в контексте определяющего их типа социума (информационное общество, сетевое общество). Выделяются и анализируются экзистенциальные модели, лежащие в основании технообразов, в том числе модель «Человек / Машина» и «Человек / Сеть». Теоретическая и/или практическая значимость.
Теоретическая значимость исследования связана с экспликацией понятия «технообраз» в антропологическом ключе, а также с выделением и последующей характеристикой ведущих технообразов человека в контексте детерминирующих их процессов компьютеризации, информатизации, сетевизации. Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы могут использоваться для прояснения идентичности человека в технологизированном мире, координации его поведения и деятельности в условиях экспоненциального роста технических инноваций и технологических решений.
Цель. Проанализировать трансформацию человека, закономерно происходящую под воздействием набирающего обороты процесса цифровизации, рассмотреть особенности экзистенции и коммуникации человека в цифровом обществе.
Процедура и методы. В исследовании последовательно анализируются антропомерные проблемы эпохи цифровизации, в частности те из них, которые непосредственно затрагивают особенности экзистенции человека в реалиях цифрового общества, а также специфику коммуникации, осуществляемую им в условиях универсализации виртуализации. В исследовании используются традиционные методы – диалектический, компаративный, системный, анализ и синтез, исторический и логический методы, а также современные методы изучения цифровой среды и динамики входящих в её состав компонентов, включая методологию теории эволюции социальной коммуникации для выявления социально-исторической детерминации виртуальной коммуникации.
Результаты. В исследовании показано, что актуализация антропомерных проблем эпохи цифровизации связана с лавинообразной интеграцией цифровых технологий в жизнедеятельность общества. Под её воздействием человек меняется достаточно быстро. Встаёт проблема сохранения человека как биологического вида и социального существа. Всё популярнее становится идея наступления постчеловеческого будущего. Однако трансформация человека чаще всего оказывается его интенсивной деформацией и деградацией. Цифровизация требует от человека новых моделей поведения, новых навыков и ценностных приоритетов. У человека появляются новые стратегии поведения в профессиональной и в обыденной жизнедеятельности. Возникает новый тип бытия – виртуальная реальность. Виртуальное общение занимает всё больше времени у пользователя, способствуя его дистанцированию от реальной жизни. Императив виртуальности становится парадигмальным.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с обсуждением в нём одной из существеннейших проблем современности – некритичного восприятия информации, доводимой до общества через медиатехнологии. Это ведёт к снижению когнитивных способностей человека, а общество становится объектом постоянных манипуляций. Благодаря этому реальная власть находится в руках элит, которые имеют возможность формировать и распространять нужную им информацию, контролируя информационно-коммуникационную среду. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём выводы могут быть полезными человеку как пользователю, ведущему активный виртуальный образ жизни, являющемуся субъектом виртуальной коммуникации, и вместе с тем постоянным участником общественной жизни.
Цель: Проанализировать специфику человеческого бытия как ценностного, а также осуществить рассмотрение ценностей с позиций аксиологии – не как ценностей, бытующих в каком-либо обществе, а как ценностей самих по себе.
Процедура и методы исследования. Автор исходит из допущения, что ценности не задаются логически, и потому не считает возможным рассуждать о них в рамках логического подхода. Ценности трактуются как нормы, полученные посредством естественного обобщения эффективных, достижимых, материально выгодных стратегий действия.
Результаты проведённого исследования. В статье доказано, что в своей онтологической сущности ценностный мир представляет собой концентрацию ряда фундаментальных, предельных жизненных значимостей. Ценностные абсолюты определены как «последние» установления, которые должны рассматриваться философией в целом.
Теоретическая и / или практическая значимость заключается в обосновании того, что философия ценностных абсолютов может существовать только в виде абсолютного философствования, регулятивно опосредствующего жизнь человека.