Введение. Статья посвящена вопросу оценке эффективности современной отечественной докторантуры сквозь призму правового статуса докторантов и научных консультантов. Учитывая важнейшую роль докторантуры в подготовке исследователей высшего уровня квалификации, обладающих ученой степенью доктора наук, а также действующие нормативные положения и специфику подготовки кадров в докторантуре, требует рассмотрения и критической оценки совокупность прав, обязанностей и гарантий, предоставляемых докторантам и научным консультантам.
Материалы и методы. Применение методов формально-правового анализа вкупе с рассмотрением позиций исследователей по вопросам совершенствования системы государственной научной аттестации позволило выявить ряд позиций, требующих уточнения в нормативно-правовых актах, либо не урегулированных вовсе, несмотря на их высокую значимость в создании условий для подготовки исследований в докторантуре.
Анализ. Рассмотрено действующее регулирование материальных гарантий, обеспечивающих деятельность докторантов и научных консультантов, выявлена недостаточность и неопределенность, касающаяся отдельных нормативных положений в данном вопросе. Затронут также вопрос ответственности научного консультанта за недобросовестное выполнение своих обязанностей, круг которых в настоящее время определяется сторонами самостоятельно, что подвергается мотивированной критике. Отдельным аспектом обеспечения условий для осуществления исследовательской работы докторантами является вопрос предоставления им долгосрочного отпуска, что в настоящее время охватывается лишь общими нормативными положениями, привязанными к десятилетнему стажу соответствующего специалиста.
Результаты. Совокупность предлагаемых автором мер направлена на повышение эффективности института докторантуры, являющегося важным элементом системы государственной научной аттестации, потенциал которого в настоящее время не раскрыт и требует развития.
Рассматривается содержание понятия подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выявляются негативные факторы, влияющие на снижение эффективности данного института.
Во введении определяются цели подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) посредством отделения их от целей высшего образования на иных его уровнях. На основе содержания законодательства об образовании и подзаконного регулирования подготовки указанных кадров определена ее дефиниция. Обозначена проблема воспроизводства научных и научно-педагогических кадров на современном этапе.
В основной части автором раскрыты проблемы недостаточной ориентированности общего образования на развитие аналитических навыков и навыков творческого мышления, вредность дополнительной структуризации высшего образования сообразно требованиям Болонского процесса для института подготовки кадров в аспирантуре, показаны недостаточный уровень возможностей у государства по финансированию подготовки научно-педагогических кадров и деятельности уже подготовленных кадров, отсутствие надлежащих стимулов к научному руководству аспирантами у научных руководителей. В заключительной части сформированы выводы и предложения, направленные на развитие нормативно-правового регулирования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Утверждается необходимость комплексного совершенствования законодательства об образовании, а также усиления стимулирующего воздействия на аспирантов (адъюнктов) и их научных руководителей.
 
                            