В представленной статье анализируется право в контексте форм общественного сознания. Представляется краткая классификация форм познания и их роль в отображении объективной реальности и создании научной картины окружающего мира. Исследуется комплексный характер воздействия права на изменение правовых институтов власти в историческом и современном аспекте. Отмечается ограничивающая функция права на отрицательное воздействие научно-технической революции как на состояние биосферы, так и на всю общественную жизнь. Авторы подводят к пониманию, что современность требует пересмотра многих вопросов правовой политики в направлении возрастания её гибкости и динамизма. В заключении делается вывод, что право как мощная эффективная система социальных норм стимулирует позитивное воздействие научно-технической революции на общественные отношения и создаёт юридические гарантии по ограничению его негативных последствий, нивелируя остроту социальных потрясений.
В данной статье исследуется комплексный характер научной картины мира и научно-технический прогресс. Изучается процесс познания с двух научно-обусловленных позиций, рассматриваются положительные и отрицательные моменты при использовании экстенсивного или интенсивного направлений исследования, их методологические трудности при изучении научной картины. Отмечается процесс структуризации при сборе научных данных, у которого есть промежуточные итоги, но он не имеет абсолютной величины, поэтому автор говорит о сложном, комплексном и вариативном характере единой картины мира. Комплексность единой картины мира видится в проявлении не только различных уровней в существующей и функционирующей научной картине мира, но и в сочетании качественно различающихся её составляющих. Рассматривается научная картина мира как систематизированное понятийное воспроизведение объективного мира, пространственно-материальной структуры субъекта. Автором отмечается, что научно-технический прогресс вносит существенные изменения как во взаимоотношения человеческой цивилизации, так и в среду его обитания. В заключении делается вывод, что научная картина мира является эффективным фактором ускорения научно-технического прогресса.
В данной статье исследуются области технического знания, отвечающие за закономерности строения, функционирования и развития техносферы и использующие их для конструирования, изготовления и эксплуатации техники. Изучаются предпосылки и причины процессов формирования технической картины мира и ее роль в формировании выбора и актуализации технических проблем. Техническая картина мира стимулирует актуализацию новых аспектов традиционных проблем технического знания. Отмечается, что при создании новых поколений научной и технической аппаратуры технологическое знание формируется в результате противоречивых взаимодействий структурных элементов. Прорабатывается вопрос технического прогнозирования, который может сложиться лишь на основе общих представлений о всей техносфере, то есть на основе картины мира. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, технических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается техническая модель мира, которая постепенно приобретает характер устойчивого психологического феномена. Автором также делается акцент и на отрицательных моментах данного события. В заключение делается вывод о двойственном характере устойчивости в развитии техносферы.
В данной статье исследуются общие задачи теоретического преобразования биологии путем синтеза представлений и использования свойства интегративности исследуемого предмета. Изучаются предпосылки и причины процесса объединения биологии и возможные пути и последствия теоретизации современной биологической науки. Отмечается, что целостность отображения объекта - важнейшая гносеологическая особенность понятия, без которого нельзя выяснить его природу. Прорабатывается вопрос физикализации биологии и степень экспансии физики в науку о живом. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, биологических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается преимущество внедрения физики в биологию по сравнению с другими науками. Автором также акцентирует внимание и на отрицательных моментах данного союза. В заключении делается вывод о методологических отличиях подобных слияний.
В данной статье исследуются философские вопросы социокультурной обусловленности научной картины мира. Отмечаются трансформации и радикальные изменения в естественнонаучной картине мира, оказывающие воздействие на сферу гуманитарного и естественно-научного знания. Подчеркивается, что изменение места и роли человека в научной картине мира оказало воздействие на общий духовный климат эпохи. Также выяснилось, что научная картина мира вычленяет из целостного отношения человека к материальному миру определённый его фрагмент, который осуществляется путем использования научно-познавательных средств. Автором статьи сообщается, что объективный характер научной картины мира не означает отсутствие её связи с потребностями и интересами человека. Также предполагается, что ценностная значимость научной картины мира и её жизненный потенциал прямо пропорциональны содержащемуся в ней теоретическому синтезу. В заключении делается вывод о науке, где человеческая мысль, проникая в глубинные основы бытия, сближает фундаментальные законы природы и эмпирического бытия людей, устанавливает причастность фундаментальных закономерностей к первоочередным задачам и ценностным ориентирам человека и его общественных формаций.