Развитие регионов на основе механизмов реализации инвестиционных проектов с участием государства в рамках концессионных соглашений приобретает особую значимость в условиях масштабных санкционных ограничений, требующих ужесточения контроля за эффективностью использования бюджетных средств с целью повышения отдачи от вложенных инвестиций и минимизации рисков их ненадлежащего освоения. В статье рассматривается построение классификационных моделей оценки таких проектов, позволяющих выявить концессионные соглашения повышенного риска, что позволит государственному заказчику принимать обоснованные решения при выборе исполнителя проекта и обеспечить эффективность управления государственным имуществом. Особенностью предложенного подхода к построению классификационных моделей является использование скрининг-моделей и встроенных инструментов информационно-аналитической системы СПАРК для объективной оценки добросовестности концессионеров на основе финансовых и иных факторов, а также методов дискриптивного анализа больших данных, машинного обучения и метода ближайших соседей при кластеризации региональных инвестиционных проектов по уровню риска ненадлежащего исполнения концессионных соглашений. Подход апробирован на выборке из 1248 региональных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений. В итоге выделены два кластера проектов с низким и высоким уровнем риска ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед государством объемом 83,8 % и 16,2 % соответственно. Для оценки точности и чувствительности к выбросам полученной классификационной модели применялись матрица ошибок и метрика Спирмена, которая показала достаточно высокую точность полученной классификации. Применение построенных моделей возможно как на этапе отбора региональных инвестиционных проектов, так и на этапе мониторинга уже реализуемых проектов для выявления потенциальных рисков их незавершения и своевременного принятия государственным заказчиком необходимых мер реагирования.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики является одним из приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации. В этой связи выявление факторов повышения конкурентоспособности имеет высокую актуальность для достижения целей устойчивого развития. В настоящей работе уделено внимание актуализации поставленной проблемы и оценке степени влияния инвестиционно-технологических, производственных, трудовых, социальных и финансовых факторов на повышение доли России в мировом ВВП. Целью исследования является систематизация факторов и выявление перспективных направлений повышения конкурентоспособности России в мировой экономике. Объект исследования — развитие Российской Федерации за 2014-2023 гг. и на перспективу до 2026 г., а предмет — факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В исследовании использовались экономико-математические и статистические методы. В частности, нашли практическое применение трендовый, корреляционный, регрессионный и сравнительный анализы. В качестве основных результатов исследования необходимо выделить: обоснование влияние факторов на повышение конкурентоспособности российской экономики; ранжирование влияния инвестиционно-технологических, производственных, трудовых, социальных и финансовых факторов на повышение доли России в мировом ВВП; определение прогнозных значений доли России в мировом ВВП на основе построения уравнения тренда; выявление степени влияния факторов на конкурентоспособность национальной экономики на основе расчета коэффициентов корреляции; анализ передового опыта российских сырьевых компаний в достижении мирового уровня конкурентоспособности.