Последние годы, связанные с экономическими последствиями пандемии COVID-19 и ограничений занятости в этот период, а также с введёнными санкциями после начала СВО на востоке Украины, заставляют обращать более пристальное внимание на группы населения повышенного риска бедности. К такой группе в первую очередь относятся семьи с детьми. Именно на эту категорию бедных направлены решения по усилению мер социальной политики, расширению круга потенциальных получателей помощи (повышение возраста детей, снятие ограничений по типу семьи). Дополнительные меры поддержки, предоставленные семьям с детьми для снижения негативных последствий кризисных явлений, помогли смягчить остроту проблемы роста бедности, но не изменили положение семей с детьми на шкале благосостояния: они по-прежнему являются самой многочисленной группой бедных (по данным Росстата это 80% всех бедных домохозяйств). В этой связи представляется важным понять основные факторы бедности семей с детьми, к которым относится ограниченная занятость родителей. Цель исследования - показать на данных статистического обследования масштабы незанятости и её влияние на уровень жизни семей с детьми, а также гендерные особенности незанятости. Исследование причин незанятости в семьях с детьми позволяет увидеть пути расширения мер социальной поддержки этой категории бедных семей, выйти из круга лишь монетарной помощи, которая не может до конца решить задачу преодоления бедности в долгосрочной перспективе. Исследование подтверждает необходимость социальной поддержки семей с детьми, в которой денежная помощь должна совмещаться с работой по активизации действий семей по самообеспечению, а также важность совершенствования механизмов оплаты труда, чтобы уровень заработной платы мог позволить работнику прокормить хотя бы одного иждивенца.
Данная работа посвящена оценке влияния экономических санкций 2022 г. на потребительское поведение населения. Исследованы направления формирования адаптационных стратегий и представления населения о собственных возможностях по улучшению материального положения семьи. Информационной базой послужил социологический опрос НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) «Готовность к переменам», проведённый в сентябре-октябре 2022 г., с выборкой 6000 респондентов. Показано, что для большинства респондентов адаптация к новым условиям выражается в стратегии экономии и снижении стандартов потребления. Главными факторами, ограничивающими потребительский спрос в условиях экономических санкций, стали возросшая цена и физическая недоступность определённых товаров в магазинах и на интернет-площадках. Выбирая стратегию экономии, население в первую очередь отказывается от покупок, обеспечивающих потребности высокого порядка - сокращает траты на путешествия и поездки, одежду и развлечения. Снизилась доступность для населения товаров длительного пользования с высокой импортной составляющей: электроники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Критическим становится для населения отсутствие возможности оплатить товары, связанные со здоровьем, и в частности, вынужденное ограничение покупок лекарственных средств. Однако население демонстрирует оптимистический взгляд на своё будущее и видит перспективы улучшения материального положения семьи в собственных активных действиях, связанных с увеличением трудовой занятости. Респонденты декларируют стратегии поиска дополнительной работы, приработков, получения новой специальности или дополнительного образования по нынешней специальности. В конечном итоге формируется оптимальная модель поведения, основанная, с одной стороны, на режиме экономии, а с другой - на активной трудовой и образовательной деятельности, что является наиболее конструктивным способом адаптации к меняющимся условиям жизни.