На данных 30-й волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется вовлеченность современных родителей в воспитание детей. Практики вовлеченности представлены в виде конструкта, включающего: подготовку уроков, посещение родительских собраний, чтение, занятия спортом, посещение врача, проведение отпуска, творческие занятия, дополнительные занятия по школьным предметам и изучение информации об уходе и воспитании. Анализ проводится с учетом трех групп показателей: семейных (число детей и наличие других родственников в семье), индивидуальных показателей родителей (образование, длительность времени, затрачиваемого на работу) и индивидуальных показателей детей (пол, возраст). Показан достаточно высокий уровень вовлеченности родителей и значимые различия в показателях матерей и отцов - вовлеченность отцов носит скорее дополняющий характер. Физическая активность с детьми - единственный вид практик, в котором отцы участвуют практически наравне с матерями. Анализируется характер трансформации практик по мере взросления ребенка. Отмечается, что если младший возраст ребенка требует вовлеченности как минимум двух взрослых, то начиная со школьного возраста большинство практик закрепляется только за одним из них, при этом отпуск - это практика, в которой родители чаще всего участвуют совместно. Оценивается вклад других родственников. Показано, что наличие прародителей в домохозяйстве значимо снижает нагрузку матерей. Увеличение числа детей в семье практически не влияет на уровень вовлеченности в целом, но меняет структуру ее практик, при этом снижается уровень вовлеченности других родственников. Наибольшее влияние на вовлеченность оказывают индивидуальные показатели родителей, особенно образование - высшее образование матери повышает число часов, уделяемых детям; большая часть родительского времени связана с подготовкой уроков с детьми, что в свою очередь влияет на успеваемость. Примечателен факт, что число рабочих часов родителей положительно связано с уровнем вовлеченности. Делается вывод о стабильности материнской и уязвимости отцовской вовлеченности.
На основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется процесс межпоколенческой трансляции практик родительской вовлеченности от старшего поколения к младшему путем сопоставления данных о текущих практиках в отношении детей со стороны родителей и данных об их собственном аналогичном ретроспективном опыте. Анализ показал, что матери обоих поколений значительно больше включены в процесс взаимодействия с детьми, чем отцы, а наиболее мощными каналами трансляции родительских практик являются пары «мать - дочь» и «отец - сын», при этом при передаче практик от отца к сыну важна их частота в ретроспективе. В работе зафиксированы факторы, влияющие на процесс трансляции. Так, наличие высшего образования, проживание в городе и более позднее рождение первого ребенка снижают ее уровень, вероятно, за счет более широкого жизненного опыта, применяемого в родительстве. Показано, что практики посещения родительских собраний и посещения врача с ребенком устойчиво воспроизводятся матерями, в то время как для отцов эти практики не только не являются характерными, но и подвержены влиянию личного опыта и внешних факторов. Наибольшую зависимость от ретроспективного опыта для обоих родителей имеют практики проведения отпуска с ребенком и физической активности, для мужчин также важен опыт чтения, полученный от собственного отца. Отмечается, что общий уровень родительской вовлеченности положительно связан с ретроспективными практиками других родственников, что, очевидно, говорит об участии бабушек в жизни предыдущего поколения. В целом общий уровень вовлеченности современных родителей согласуется с аналогичным ретроспективным показателем.