Работы автора

БЕСТРУБНАЯ ГЛИНОБИТНАЯ ПЕЧЬ XVII В. ДЛЯ ОБЖИГА ПОСУДЫ НА ТАРХАНСКОМ ОСТРОГЕ (2025)

Рассматривается функционировавшая на территории Тарханского острога беструбная глинобитная печь XVII в., использовавшаяся для обжига керамических изделий, в частности посуды. Это первое полностью изученное раскопками сооружение подобного типа на территории Западной Сибири. На основании данных раскопок и геофизического исследования выполнена графическая реконструкция печи. Она представляла собой глинобитный свод, помещенный в забутованную грунтом яму на подушку с деревянной рамой, с совмещенной топочной и обжиговой камерой. Наличие подобного типа печи, вынесенной за пределы деревянного укрепления из соображений пожаробезопасности, свидетельствует о местном характере гончарного производства, вероятно обеспечивавшего глиняной посудой не только служилых людей - обитателей острога, но и татарское население округи. Аналогичные беструбные глинобитные печи были распространены на Руси в XVII в., а в Сибири они существовали вплоть до XX в. и, по свидетельству сибиряков, были крепче и экономичнее кирпичных.

Издание: ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
Выпуск: № 2 (69) (2025)
Автор(ы): Зах Виктор Алексеевич, Юдакова Владислава Станиславовна, Рафикова Татьяна Николаевна, Цембалюк Светлана Ивановна
Сохранить в закладках
Фортификации Усть-Терсюкского городища эпохи раннего средневековья (2024)

В статье проводится анализ сооружений раннего средневековья внешней фортификационной линии Усть-Терсюкского городища на р. Исеть по материалам раскопок 2010 и 2023 гг. Укрепленное мысовое поселение окружено защитной линией по периметру и двумя поперечными, отсекающими мыс от оврагов, образующими две площадки – пятиугольной и восьмиугольной формы. Установлено, что крепостное сооружение пережило не менее четырех периодов функционирования, отделенных друг от друга интервалами запустения в несколько веков, в течение которых начинали формироваться профили погребенной почвы. Два начальных эпизода связаны с бакальской культурой и датированы IV–V вв., когда самую высокую часть эскарпировали по всему периметру и закрыли частоколом как временной линией до завершения земляных работ. Затем частокол был разобран и заменен низким валом с бермой шириной 2 м и рвом, проложенным по склонам. В VI–IX вв. бакальским же населением линия увеличена досыпкой и надстроена бревенчатой стеной шириной 1,1 м, заполненной грунтом с жилой площадки. Различия в конструкции стены на стрелке мыса (забор) и западном фланге (бревенчатый каркас) может указывать на их асинхронность или трудности в доставке материалов. Ров отнесен вниз по склону, берма увеличена до 5,5 м. В XII–XIII вв. (юдинская культура) ров по периметру был подновлен, но характер работ на валах не ясен, их еще предстоит исследовать. Каждый новый эпизод строительства отличается увеличением трудозатрат и документирован следами обстрелов. В бакальское время почвы были луго- во-черноземные, а условия более теплые, влажные, связанные с близким протеканием ручьев, позднее – прохладные, с образованием темно-серой лесной почвы.

Издание: УФИМСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 4, Том 24 (2024)
Автор(ы): Матвеева Наталья Петровна, Рафикова Татьяна Николаевна, Третьяков Евгений Алексеевич, Якимов Артем Сергеевич
Сохранить в закладках