Введение. В начале XXI в. появляются информационно-коммуникационные ресурсы, под влиянием которых начинается интенсивная цифровая общества и, как следствие, трансформация большинства социальных феноменов: процессов, институтов, общностей и т. д. Целью статьи является анализ цифрового неравенства как вида социального неравенства на основа существующих социологических подходов в отечественной и зарубежной науке. Основная проблема заключается в отсутствии систематизации научных публикаций, анализирующих подходы к определению понятия, механизма возникновения и социальных последствий цифрового неравенства. Методология и источники. Методология исследования базируется на социологическом и междисциплинарном подходе. В качестве источников использованы доклады ООН, Окинавской хартии глобального информационного общества, Всемирного банка. В отечественном поле разработка методологии исследований цифрового неравенства предпринималась О. М. Слеповой, Т. С. Мартыненко, О. Н. Вершинской, О. В. Волченко и др. Западный дискурс представлен прежде всего идеями Я. ван Дейка, П. Димаджио, М. Кастельса, Е. Харгитей, Д. Гарип. Проанализированы работы китайских исследователей Хуан Ронгуи, Гуй Юн, Чень Юнсун, Янь Хуэй и др. Результаты и обсуждени. Выявлена прямая зависимость между ростом уровня экономического развития и уровня цифрового неравенства. Раскрыта роль цифровизации, которая вносит кардинальные коррективы в классические критерии анализа социальной структуры общества. Показано, что в противовес росту цифрового неравенства формируются социальные связи поддержки, предполагающие выравнивание отношений к потенциалам информационного пространства. Заключение. Цифровое неравенство как явление, появившееся на стыке веков, продолжает усиливаться и оказывает непосредственное влияние на развитие новых форм социального неравенства. К традиционным критериям неравенства добавляются новые, формируется новый профиль социальной стратификации.
Введение. Мобильность ИТ-специалистов отличается от мобильности всех иных социально-профессиональных групп. Исследование мобильности актуально, поскольку перемещения ИТ-специалистов существенно сказываются на особенностях формирования цифрового пространства, успешности многих видов деятельности современного общества, его перспективности. В социологии накоплен научный опыт для освещения этого вопроса на новых принципах исследования, что позволяет выявлять специфические характеристики мобильности ИТ-специалистов. Методология и источники. Концептуальные теоретико-методологические позиции исследования представлены комплексом идей, основу которого составляют работы П. А. Сорокина и его последователей о сущности мобильности. Статья опирается на идеи о мобильном обществе, сформулированные в работах Д. Урри, М. Кастельса, Б. Латура, К. Кнорр-Цетина. Использованы положения работ Д. В. Иванова о новых формах интеграции цифрового и потокового общества, где мобильность ИТ-специалистов начинает играть новую, более важную роль, а также целый ряд источников, где анализу мобильности отечественных ИТ-специалистов уделено внимание как явлению, отражающему особенности их перемещений в условиях современного российского социума. Результаты и обсуждение. Два основных результата исследования показывают, что, во-первых, профессиональная составляющая мобильности ИТ-специалистов выступает активным началом перемещений и изменений - их мобильности. В конечном итоге профессиональная мобильность ИТ-специалистов нацелена на поиск наиболее подходящей социальной среды, позволяющей успешно реализовывать профессиональную деятельность. Во-вторых, выявлено, что специфика трудовой деятельности ИТ-специалистов формирует мотивацию перемен и перемещений, где личные интересы могут быть весьма существенными и не всегда совпадать с интересами ИТ-организаций. Заключение. Анализ обобщенных материалов позволяет охарактеризовать некоторые перспективы и стимулы мобильности российских ИТ-специалистов, сформулировать авторское определение мобильности как явления, определяющегося социальными и профессиональными атрибутами цифрового пространства, а также цели мобильности, которые следует рассматривать как достижение наиболее адекватных и комфортных условий для профессиональной самореализации, а также обеспечивающих сохранение и коррекцию профессиональной идентичности в ИТ-пространстве.
Введение. Сетевые методы диагностики обладают важным достоинством, которое заключается в возможности интегрировать данные различных научных исследований. В частности, актуальна возможность проведения диагностики, нацеленной на выявление связанности социальных и психологических характеристик акцентуаций студентов различных направлений подготовки. Методология и источники. Использованы концептуальные идеи различных наук, предполагающих построение синтетической методологии исследования. Интегрированы положения социологической науки, социальной психологии и психологии о природе, факторах формирования и особенностях проявления акцентуаций личности, зависимых от самых разнообразных условий, в частности от характера профессионального выбора. Результаты и обсуждение. Полученные результаты исследования представлены в виде сетей акцентуаций, отражающих некоторые особенности их связанности. Подтвердились основные гипотезы исследования: сети акцентуаций студентов-журналистов выстраиваются вокруг подвижных эмоциональных акцентуаций; сети студентов-менеджеров формируются вокруг стремлений лидировать; сети студентов-программистов складываются в наиболее плотные среды вокруг интеллектуальных свойств, качеств и характеристик учащихся. Заключение. Построение сетей акцентуаций студентов различных профилей подготовки имеет хорошую перспективу для диагностики и коррекции образовательного процесса. Сетевое моделирование динамики формирования акцентуаций студентов по мере обучения в университете дает надежную основу для оценки и управления учебно-воспитательным процессом.
Введение. Освоение студентами инженерных специальностей технологий управленческого общения выступает одним из важных условий построения карьеры. Но далеко не все выпускники инженерных факультетов обладают такими практическими навыками. В значительной степени это обстоятельство обусловлено отсутствием методик диагностики успешности освоения этих методов. Методология и источники. Теоретическая рамка методики эмпирического исследования выстраивается на идеях интеракционистских концепций общения, включающих работы И. Гофмана, Д. Мида и Г. Гарфинкеля, а также теорий ритуального взаимодействия Р. Коллинза и эмоционального интеллекта Д. Тернера. В качестве базового инструментария технологии диагностики использован опросник В. Дж. Редди, который адаптирован под интересы исследования. Результаты и обсуждение. Полученные результаты могут быть представлены тремя основными выводами: во-первых, наибольшее единство восприятия методов управленческой коммуникации характеризует стремление обеспечивать эмоциональный комфорт общения; во-вторых, следующий уровень единства в восприятии технологий общения ориентирован на рациональное лидерство; в-третьих, низший уровень единства включает спорные приемы общения, которые по-разному понимаются респондентами. Заключение. Формирование методики диагностики технологий управленческого общения имеет хорошую перспективу в отношении диагностики особенностей общения студентов различных профилей подготовки, а также особенностей восприятия управленческого общения студентами из разных стран, обучающихся в российских университетах.
В статье обосновывается значимость изучения процессов образовательной миграции для национальных интересов Российской Федерации и ключевое место Китая в данной сфере. Дается краткая характеристика учебных и поведенческих стратегий китайских студентов, которые необходимо учитывать для их более успешной и быстрой социокультурной адаптации. Описываются некоторые предварительные итоги проекта, начатого в Иркутском государственном университете по изучению особенностей адаптации китайских студентов, выделяются такие факторы, затрудняющие процесс адаптации китайских студентов, как языковой барьер, академические трудности, жилищные условия, питание и диета, коммуникация с местными.
Статья посвящена сравнительному анализу отношения россиян и китайцев к коррупционным практикам. Исследование проводилось анонимно в режиме онлайн-опроса с помощью сервиса https://webanketa.ru. В нем приняли участие 275 россиян и 105 китайцев. Для определения отношения к коррупционным практикам был разработан авторский опросник, составленный на основе цветовой модели Арнольда Хайденхаймера (2015). Опросник состоял из 59 гипотетических ситуаций, для оценки коррупционности которых применялась 7-балльная шкала. Для китайских участников исследования филологом-билингвом был выполнен перевод опросника на китайский язык. Проверка инструмента на надежность подтвердила высокую согласованность данных (α Кронбаха = 0,962). Результаты факторного анализа позволили выделить три фактора и подтвердить цветовую модель (черная, серая, белая) восприятия коррупции А. Хайденхаймера. Результаты исследования позволили выявить как общие черты, так и культурно-специфические особенности восприятия коррупции. Сравнительный анализ данных показал, что девиантные действия чиновников или лиц, социальная роль которых жестко регламентирована в обществе и предполагает высокие моральные качества (судья, врач, полицейский и т. д.), оценивались респондентами как высококоррупционные в обеих выборках. Также в обеих национальных группах коррупционным действиям носителей таких социальных ролей, как стюардесса, преподаватель или тренер, респонденты ставили более низкие оценки, чем коррупционным действиям чиновников, к которым предъявлялись более высокие моральные требования. При этом респонденты из Китая статистически достоверно оценивали гипотетические ситуации черной коррупции как менее коррупционные, в отличие от россиян. Белая коррупция, напротив, осуждалась китайцами значимо выше, чем россиянами. В полученных результатах нашли отражение трансцедентальная легитимация власти, присущая китайскому менталитету, и горизонтальная ответственность, зафиксированная в феномене гуаньси.