Рассмотрена проблема оценки человеческого капитала с позиции ее методологической формализации. Проведен обзор методов и подходов к оценке состояния человеческого капитала и выделены их основные абсолютные и относительные индикаторы. Обобщена методология расчета индекса и интегрального показателя развития человеческого капитала. Определены компоненты алгоритма формализации оценки «человеческий капитал»: уровни рассмотрения, методы оценивания, формы выражения оценки, типы перемещения капитала и способы инвестирования, принципы развития и современные стратегии управления. Идентифицирован формально-логический метод, систематизированы результаты исследований в деле формирования человеческого капитала. Описаны ключевые подходы к измерению человеческого капитала на различных уровнях с акцентом на их достоинства и недостатки. Определены актуальные параметры методологии формирования интегрального индекса оценки человеческого капитала, включая компетентностный, когнитивно- ценностный и другие подходы. Сформирована интеллектуальная карта, визуализирующая структуру методологии ОЭСР оценки человеческого капитала. Предложено расширить методику оценки человеческого капитала через включение в расчет показателей институциональной системы. Выводы акцентируют внимание на значимости применения достоверной и всесторонней информации, а также на важности ее своевременного обновления, чтобы результаты анализа и оценки отражали истинную стоимость человеческого капитала. Авторами отмечено, что необходимо обеспечение оптимизации процедур сбора и обработки информации для повышения точности оценки человеческого капитала.
В статье обобщены основные составляющие эффективности бизнес-процессов субъектов хозяйствования в современных условиях цифровой трансформации экономики. Эффективность деятельности в условиях цифровой трансформации экономики зависит от различных факторов, включающих технологические инновации, стратегическое управление, цифровой маркетинг и адаптацию к новым реалиям. Предприятия, которые успешно интегрируют цифровую стратегию и используют передовую маркетинговую практику, могут успешно привлекать новых клиентов, повышая тем самым эффективность бизнеса. А это значит, что цифровая трансформация помогает предприятиям не только внедрять новые технологии, но и учитывать менталитет, методы взаимодействия с клиентами и другие факторы, позволяющие совершенствовать стратегию бизнеса. В статье определены основные составляющие эффективности бизнеса в условиях цифровизации, место маркетингового комплекса в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности предпринимательства; уточнено место маркетинговых элементов в обеспечении конкурентоустойчивости и стремительных трендов развития бизнес-структур; идентифицированы инструменты цифрового маркетинга в достижении оптимальных параметров бизнес-деятельности. В заключение делаются выводы о том, что успешная цифровизация приводит к повышению конкурентоспособности и эффективности бизнеса, однако требует от организаций гибкости, инновационного подхода и внимательного отношения к вопросам кибербезопасности.