Публикации автора

ШКОЛА СЕВЕРО-ЗАПАДА РСФСР В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ 1941-1944 ГГ. (2025)

Представлен анализ нацистской оккупационной политики в сфере образования на территории Северо-Запада РСФСР. Работа основана на документах Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Использованы документы и материалы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, делопроизводственные документы партизан, документация, связанная с деятельностью органов оккупационной администрации в области школьного образования. Отдельной группой источников выступают документы личного происхождения (воспоминания), опубликованные в различных сборниках. Авторы показывают сокращение количества школ и численности обучающихся в регионе, анализируют изменения в содержании учебных планов и программ, исследуют мероприятия школьного оккупационных властей в отношении преподавательских кадров, рассматривают проблемы организации учебного процесса. В исследовании отмечено, что нацистская оккупационная политика в области образования была нацелена на искоренение из образовательного процесса советской идеологии, установление тотального контроля над подрастающим поколением, воспитание из детей и подростков рабочих кадров для Германии. Авторы приходят к выводу, что наладить полноценный учебно-воспитательный процесс на Северо-Западе РСФСР в условиях оккупации не удалось по многим причинам: из-за большого отсева учащихся, действий партизан, нехватки педагогических кадров, учебной литературы и школьных принадлежностей, помещений. Голод, лишения, смерть близких стали постоянными спутниками повседневной жизни детей и подростков в эти годы. Многие из них были лишены возможности посещать школу.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ РОССИИ
Выпуск: Том 24 № 2 (2025)
Автор(ы): КРАСНОЖЕНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА, Вычеров Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СТАЛИНГРАДЕ И ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (1942-1943 ГГ.) (2023)

Введение. Победа под Сталинградом была обеспечена не только действиями на фронтах. Важную роль сыграли социальные мероприятия, в том числе медико-санитарное обслуживание населения и армии и борьба с эпидемиями. Несмотря на это, далеко не все направления санитарно-противоэпидемической работы, проводимой в Сталинграде, изучены всесторонне. Методы и материалы. Источниковой базой исследования стали архивные материалы, хранящиеся в центральных и волгоградских региональных архивах. В их числе - документы центральных и региональных органов государственной власти о санитарном состоянии в Сталинграде и проводимых в нем эпидемических мероприятиях. В работе над статьей использованы сравнительно-исторический и статистический методы, метод источниковедческого, структурно-диахронного и системного анализа. Анализ. В прифронтовых и освобожденных от оккупации районах Сталинградской области отмечалось крайне неблагополучное санитарное состояние. Это неизбежно приводило к распространению инфекционных заболеваний - холеры, туляремии, брюшного и сыпного тифа, малярии и вызывало необходимость проведения срочных противоэпидемических мер. В качестве первоочередных задач рассматривалась санитарная очистка города, уборка и захоронение трупов, восстановление водопровода, расширение сети медицинских учреждений, обеспечение работы бань и дезокамер, массовая санитарная обработка и иммунизация населения, организация производства мыла в регионе. Восстанавливалась работа чрезвычайных противоэпидемических комиссий.


Издание: ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 4: ИСТОРИЯ. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 28 № 1 (2023)
Автор(ы): Епифанов Александр Егорович, КРАСНОЖЕНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2024)

Статья посвящена проблеме военного детства в условиях оккупации Северо-Запада РСФСР (1941-1944 гг.). Актуальность исследования проблем военного детства на территории рассматриваемого региона в военный период определяется жесткой репрессивной политикой, проводимой оккупантами в отношении детей и подростков. Целью статьи является изучение особенностей организации их повседневной жизни в условиях оккупации Северо-Запада России в период Великой Отечественной войны. Работа основана на документах центральных и региональных архивов. В первую очередь это акты районных и поселковых комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, докладные отчеты, справки, сводки, свидетельские показания. В статье показаны особенности нацистской оккупационной политики и преступления против детства на территории Северо-Запада России в период Великой Отечественной войны. Отмечены проблемы в области продовольственного обеспечения и медицинского обслуживания детей и подростков, что неизбежно приводило к увеличению числа больных, слабых и истощенных детей, к распространению инфекционных заболеваний. Показаны особенности функционирования детских домов и школ в условиях оккупации региона, представлены мероприятия оккупационных властей в области организации учебного процесса. Дети и подростки фактически не получали необходимого обеспечения, медицинской помощи, не имели условий для гармоничного развития. Они использовались оккупантами как дешевая рабочая сила, как доноры для немецких солдат. На детей и подростков были возложены не свойственные им ранее функции, такие как поиск продовольствия, выполнение принудительных работ на оккупантов, что неизбежно приводило к трансформации самого понятия детства.

Издание: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Выпуск: Т. 14 № 1 (2024)
Автор(ы): КРАСНОЖЕНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Сохранить в закладках