Цель. Анализ характера и направленности трансформации ценностных ориентаций китайских студентов под воздействием глобальных вызовов.
Процедура и методы. Использован смешанный дизайн: качественный этап включил полуструктурированные интервью (n= 45) с китайскими студентами и аспирантами ДВФУ и ЦЗЯНСУ; количественный этап предусматривал онлайн-опрос (n= 532) с применением модифицированной методики Ш. Шварца для измерения ценностей (PVQ-R2), а также авторского инструментария для оценки ценностных предпочтений. Обработка данных проводилась методами статистического (SPSS) факторного анализа.
Результаты. Выявлена многоуровневая трансформация ценностных ориентаций китайской студенческой молодёжи. Эмпирически подтверждён гибридный характер ценностных профилей, сочетающий традиционные конфуцианские установки (коллективизм, почитание старших) с глобализированными ценностями самореализации, индивидуализма и социальной ответственности. На основе анализа выделена система из пяти ключевых факторов ориентаций: «традиционализм/социальная гармония», «индивидуальное достижение/материальный успех», «интеллектуальное и духовное развитие», «гедонизм/качество жизни», «справедливость/социальная мобильность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана и апробирована полифакторная модель анализа, интегрирующая микрои макродетерминанты ценностных изменений. В научный оборот введены данные о ценностях поколения «детей реформ и открытости». Результаты исследования имеют практическую значимость для оптимизации адаптационных механизмов китайских студентов в международной академической среде. Выводы работы позволяют прогнозировать динамику и вариативность их социокультурной интеграции, что является основой для создания эффективных поддерживающих программ.