EISSN 2658-4956
Язык: ru

Архив статей журнала

РОЛЬ СПИРАЛЕВИДНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Смолонский Григорий Вадимович

В статье раскрывается содержание одной из составляющих процесса управления знанием - порождение знаний в организации. Предпринимается попытка выявить механизм этого порождения, раскрыть потенциал его эффективности. Показано, что знание для организации обладает статусом особого ресурса: оно имеет свою динамику появления и требует специфических управленческих действий. Использован опыт компаний Японии, посвященный применению четырехфазной спиралевидной модели формирования нового знания в организации, когда знание переводится в реальные технологии и продукты. Создание нового знания в буквальном смысле означает «переустраивать компанию и каждого ее сотрудника в непрерывном процессе личного и организационного самообновления». В исследовании представлена площадка «ба», которая интерпретирована как система, в которой знания активизируются как творческий ресурс и как контекст, в котором процесс взаимодействия явного и неявного знания развивается по спирали. Предложена модель SECI, описывающая такие способы преобразования знаний. Через обращение к таким организованным процессам, как создание знаний и обмен ими, анализируются механизмы, обеспечивающие передачу знаний в организации. Cделан вывод о том, что процессы передачи знаний - своего рода ключ к редкой возможности понять, в чем заключены для компании предпосылки ее конкурентных преимуществ. Механизм разрешения этой парадоксальной ситуации могут сформировать лишь управленцы, представляющие креативный класс.

Сохранить в закладках
ПРИРОДА "СДВИГА" ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В КОГНИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 2 (2024)
Авторы: Смолонский Григорий Вадимович

В статье раскрыта природа трансформационных процессов, происходящих в когнитивном обществе начиная с последней трети XX в. Обоснована роль знания в трансформациях подобного рода в сферах власти и управления. Показано, что изменение статусной роли знания, превращенного в доминирующий ресурс общества знания, создает предпосылки возникновения результативных инновационных стратегий управления и власти. Актуальность обусловлена необходимостью формирования теории так называемого когнитивного общества - общества знания. Сегодня исследователи изучают его структуру и характеристики. Доминирующей в системе этих характеристик, полагают аналитики, является изменение статуса знания: оно превращено в базисный ресурс нового общества - общества, теория эволюции которого до сих пор не разработана. Исследовательская задача заключается в том, чтобы показать, что трансформация статуса знания, обретающего функции ресурса развития общества, ресурса власти и управления, является основным в понимании категориального конструкта «сдвиг власти и управления».

Методы: системный комплексный анализ, позволяющий рассмотреть общество знания как ценность связей и отношений, историческая реконструкция, сравнительный анализ, прогнозирование.

Результаты: в статье рассмотрена природа трансформации сфер власти и управления, произошедшей на рубеже XX-XXI вв. под влиянием нового статуса знания в когнитивном обществе. Обозначены конструктивные характеристики феномена «сдвиг власти и управления». Показано что, знание демонстрирует новый ресурсный статус в системе инновационного общества.

Сохранить в закладках