Архив статей журнала
В статье определяются и проблематизируются зоны влияния философии процесса А.Н.Уайтхеда на акторно-сетевую теорию и философию модусов существования Б.Латура. Аналитические процедуры реализуются в эмпирическом поле и затрагивают такие важные темы, как изменение направления вектора исследований от бытия к становлению, определение структуры эмпирического опыта, понимание процессуальности события, определение зон переходов между событиями и др. Исследование проводится последовательно на двух уровнях: уровне событийности и уровне ценностных траекторий. В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующий тезис: два вида становления у Уайтхеда - «сращение» и «переход» - соотносимы с понятиями актор-сеть и траекториями модусов существования Латура. Кроме этого выявляются регионы концептуальных различий двух эмпирических онтологий. Главным из них признается отсутствие в акторно-сетевой теории потенциальной области вечных объектов. Устранение Латуром вечных объектов, имеющих первостепенное значение в философии Уайтхеда, выводит его онтологический проект на уровень актуальной событийности и ставит перед необходимостью поиска средств, обеспечивающих сетям повторяемость, устойчивость и стабильность. Обращение к позднему проекту Латура - философии модусов существования - показывает, что область потенциального, выведенная за рамки акторно-сетевой теории, появляется в его новом метафизическом проекте. По мнению автора настоящей статьи, - это ценностные модальные траектории. В завершение высказывается предположение о том, что ценностные модальные траектории могут быть сопоставлены с категорией виртуального в философии Ж.Делёза.