Архив статей журнала
Развитие индустрии гостеприимства во всем мире характеризуется острой нехваткой персонала, в основном из-за сложных сервисных технологических процессов обслуживания различных сегментов гостей. Поэтому важно развивать методы, технологии создания комфортных условий для лояльности персонала гостиничного предприятия. Один из важных аспектов, в результате проведённого анализа, показал, что, если сотрудники гостиничного предприятия, включая генеральных менеджеров, получают фиксированную зарплату, они теряют мотивацию работать эффективно: зарплата не меняется, если финансово-экономические показатели не меняются или уменьшаются за отчётный период, в том числе по причине некачественного обслуживания и наличия негативных отзывов. В результате был сделан вывод, что актуальным решением повышения эффективности работы и персонала и руководителей является разработка системы мотивации по ключевым показателям системы KPI. Также в результате проведённого анализа выявлено, что при разработке критериев ключевых показателей эффективности необходимо включение (кроме показателей по доходам), оценку качества обслуживания, оптимизации расходов, а также показатели по лояльности гостей. Важным показателем KPI руководителей является лояльность персонала, в который важно включать уровень удовлетворённости своих сотрудников по результатам опросов, показатель текучести кадров и выходных интервью, в результате гостиничные предприятия могут оценить и принять необходимые меры для привлечения потенциальных работников и руководителей и их удержании в гостиничной индустрии.
Молодёжный и студенческий спорт в России стремительно развивается и требует особого внимания не только на местном и региональном уровнях, но и формирования законодательной базы на федеральном уровне. Авторы статьи проанализировали практику поддержки студенческого спорта в регионах России, а также статистику участия сборных студенческих команд во всероссийских соревнованиях по видам спорта. Базой для изучения стати статистические отчёты вузов России о реализации мер по развитию молодёжной политики, в том числе физического и оздоровительного направления. Авторы изучили нормативные документы, регулирующие отношения органов исполнительной власти, организаций высшего образования и подведомственных учреждений, курирующих спортивную подготовку. Полученные данные были проанализированы методами математической статистики и представлены в виде диаграмм и таблиц. В статье авторы делают вывод о том, что зависимость развития студенческого спорта от финансирования отрасли зависит напрямую.
В статье рассматриваются вопросы исследований и практического опыта в области мультисенсорного маркетинга: умение составлять маркетинговые стратегии и реализовывать их на основе экспериментальной деятельности; прогнозировать, какие виды рекламы, дизайна продуктов, упаковки будут вызывать сильные эмоциональные отклики, создавать эффективные и аттрактивные маркетинговые планы, применимые с учётом особенностей поведения потребителей услуг, оказываемых в ресторанном бизнесе, в функционирующих публичных или общественных сервисных пространствах. Представлена характеристика одной из ключевых функций мультисенсорного маркетинга - мультисенсорного брендинга. Рассматривается ресторанная концепция пространственного восприятия человеком определённой территории или общественного пространства на примере использования приёмов и методов в области креативных рекламных технологий «кейса Фуд-Холл». Показаны эффективные приёмы и методы мультисенсорного подхода при проектировании общественных пространств и функциональной среды ресторанных помещений. В процессе проведённого исследования и практической деятельности выявлено, какие виды рекламы, дизайна продуктов, упаковки будут вызывать сильные эмоциональные реакции, создавать эффективные и привлекательные маркетинговые решения в процессе проектирования общественных пространств питания и ресторанных концепций.
Информатизация и цифровизация многих современных процессов и видов деятельности влечёт за собой появление новой цельной картины того или иного вида деятельности. Чем больше доступной и достоверной информации о том или ином процессе, тем лучше представление о нем, и, соответственно, тем правильнее решения, принимаемые относительно него. Современные аналитические источники, СМИ, базы данных, статистическая информация позволяют оперативно собирать и узнавать информацию о состоянии практически любой сферы жизни общества. Так, в соответствии с частыми упоминаниями в профессиональных туристических сообществах, актуальным вопросом в этой сфере является кадровое обеспечение отрасли. В статье представлен материал, собранный в период с 22 августа 2023 по 29 февраля 2024 г. кадровому обеспечению туристской отрасли в Российской Федерации на основе упоминаний и постинга в открытых интернет-источниках. Собранный материал позволяет представить текущее состояние по кадровому вопросу в сфере туризма, предлагаемых кейсах и готовых решениях регионов РФ. Аккумулированная в данной статье информация может быть использована в качестве дополнения к обзору научных источников по той же тематике.
В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.
В статье исследован авторский подход к оценке качества торговых услуг, представляющий собой совокупность приёмов в формате методик, обеспеченных набором средств и инструментов. Определены направления оценки, включающие с одной стороны первичную градацию качества предоставляемых торговых услуг для определения их класса и категории с учётом уровня организации, техничности и технологичности исполнения, с другой стороны - периодическую оценку, для подтверждения заявленного уровня качества обслуживания покупателей. Рассмотрены методики, применимость которых обусловлена простотой проведения и доступностью средств исполнения. Описаны алгоритмы качественной, потребительской и технической (технологической) градации торговых услуг по уровню их организации. Рассмотрены методы подтверждения первично установленного или заявленного уровня организованного торгового обслуживания. Дана характеристика инструментам анализа, включённым в комплексный подход к оценке качества торгового обслуживания. Акцентировано внимание на средствах сбора информации в условиях цифровизации учёта деятельности предприятий. Цель исследования предполагала разработку адаптированной под предприятия торговой сферы методологии оценки качества торговых услуг, определения уровня организации торгового сервиса. Данная методология предназначена для любых торговых форматов, может применяться как элемент организованной системы менеджмента качества.
В контексте растущего интереса к здоровому образу жизни все большую популярность приобретают активные формы отдыха, и конный туризм выделяется как одно из перспективных направлений, поскольку обладает огромным социально-рекреационным потенциалом. Цель исследования: на основе мирового и отечественного опыта организации конного туризма определить основополагающие принципы и факторы развития конного туризма, а также разработать социально-рекреационную модель данного вида туризма. В статье исследован понятийный аппарат конного туризма и сформулировано авторское определение; на основе анализа мирового и отечественного опыта организации конного туризма разработана система классификации и выявлены основополагающие факторы развития конного туризма. Научной новизной является определение социально-рекреационного характера и разработка модели организации конного туризма. Практическим результатом является систематизация мирового и отечественного опыта, который может способствовать использованию наилучших практик в сфере конного туризма для разработки региональных программ.
Одним из факторов развития внутреннего туризма в Российской Федерации сегодня является внедрение в деятельность предприятий индустрии гостеприимства услуг, предоставляемых по системе «Всё включено». На основе анализа зарубежных научных работ в статье представлены основные этапы развития системы гостиничного обслуживания «Всё включено», а также проблемы, связанные с её внедрением и применением в мировом гостиничном бизнесе. Российским туристам, с 1990-х гг. активно путешествующих за границей, обслуживание по такому принципу полюбилось, что отражается в их потребительских предпочтениях. Отдыхая в российских курортных и загородных отелях, туристы зачастую сравнивают сервис с зарубежными предприятиями индустрии гостеприимства, предполагая получить услуги подобного объёма и уровня. После пандемии COVID-19 в России стал активно развиваться внутренний туризм. В целях повышения качества обслуживания российские гостиничные предприятия внедряют международные стандарты и принципы в свою деятельность, в том числе систему «Всё включено». Однако каждое предприятие толкует характеристики системы посвоему, что создаёт ряд проблем, включая неоправданные ожидания и разочарование потребителей. В статье рассматриваются основные положения национального стандарта, регламентирующего в России обслуживание по системам «Всё включено» и «Ультра всё включено». Приводятся результаты опроса представителей гостиничного бизнеса о применении ими норм национального стандарта в деятельности по предоставлению услуг потребителям.
В статье представлены результаты исследования процессов трансформации территориальных туристско-рекреационных систем Крымского полуострова, а также их современного состояния. Эволюция территориальных туристско-рекреационных систем на Крымском полуострове прошла через многочисленные этапы своего развития и имеет долгую и богатую историю. Так, Крымский полуостров был местом притяжения и курортом для аристократических слоёв населения, затем стал развиваться массовый туризм. В советское время Крым был одним из самых популярных курортов в СССР. Сегодня территориальные туристско-рекреационные системы Крымского полуострова находится в стадии трансформации. Формирование и развитие таких систем является приоритетным направлением в нашей стране. В данной статье проанализирована динамика объёма туристского потока на Крымский полуостров, рассмотрена история развития туризма как массового направления на Крымском полуострове, охарактеризованы туристско-рекреационные районы Крымского полуострова и их специализация. При помощи проведённой дифференциации туристско-рекреационных районов Крымского полуострова по туристскому потенциалу выявлены туристские зоны, отличающиеся друг от друга туристско-географическим положением, туристско-рекреационным потенциалом, что позволило выделить проблемы региона в сфере туризма. Одной из проблем является нехватка инфраструктуры для приёма туристов, особенно в популярных туристско-рекреационных районах. Также возникают проблемы с загрязнением окружающей среды и нарушением экологического баланса из-за массовой концентрации туристов в наиболее известных туристско-рекреационных районах Крыма.
В статье представлен анализ публикаций отечественных и зарубежных учёных, связанных с проблемой исследования. Доказано, что стремительный рост студенческого туризма положительно влияет на развитие внутреннего туризма. Проанализированы программы и проекты, направленные на развитие студенческого туризма в российских регионах на современном этапе. Проведён анализ адаптации программы студенческого туризма и популярного проекта «Университетские смены» в регионе (на примере Свердловской области); представлен анализ данных студенческого отдыха в регионах; выявлены проблемы и условия развития студенческого туризма в регионах. На основании полученных результатов исследования автором разработаны и обоснованы предложения, реализация которых будет являться одним из основных условий развития студенческого туризма в регионах.
Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, в настоящее время в отдельных регионах России можно наблюдать нехватку объектов по развитию туристической отрасли, которая одновременно должна отвечать потребительским ожиданиям туристов и быть ориентированной на международный уровень сервиса. Разнообразие и возможность доступного отдыха на межрегиональном уровне в перспективе сможет заместить базовые потребности туристов. Таким образом, необходимо более детальное рассмотрение потенциала территории Республики Алтай в качестве основы не только для привлечения туристов, но и стимуляции внутренних потоков в регионе, развития новых форматов туров, внедрения зелёного строительства в России. В данной статье выявлены основные тенденции, проблематика и перспективы проектирования и строительства эко-отелей на территории Республики Алтай. Помимо этого, систематизация зарубежного опыта в строительстве уникальных гостиничных комплексов легла в основу для разработки собственного проектного решения, в котором нетронутая природная среда гармонично сочетается с современной инфраструктурой.
Развитие туризма как комплексной области экономики зависит от различных составляющих, включая развитие инфраструктуры, в первую очередь - транспортной. Одним из аспектов транспортного обслуживания туристов является создание и использование необычных видов транспорта. Поэтому за цель исследования принимается характеристика использования нестандартных видов транспорта в туризме России. Обозначенная цель достигается с помощью обоснования изученности данной проблемы, а различные методы исследования позволяют сделать соответствующие выводы, касающиеся понятия «нестандартные виды транспорта» и применения таких видов транспорта в туризме. Изучен опыт различных стран в использовании нестандартных видов транспорта и выделены его основные направления. Акцент сделан на рельсовом, наземном и специализированном транспорте, некоторые разновидности которых применяются в туризме России. При характеристике рельсового транспорта автором выделены детские железные дороги как наиболее перспективный для туристского использования вид транспорта. Среди наземных видов транспорта отмечен фантастар как экологичный, инновационный, перспективный вид нестандартного транспорта. Отдельно отмечены канатные дороги как специализированный вид транспорта, который также находит широкое применение в перевозке туристов. Автором выявлены проблемы использования нестандартных видов транспорта в туризме России и определены некоторые перспективы на будущее.