Архив статей журнала
В статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ван Цзяньчжун (1933-2016). Исследовано влияние произведений Ван Цзяньчжуна для фортепиано на развитие китайского фортепианного искусства. Раскрыта позиция произведений данного композитора в китайской музыкальной среде, обозначен их вклад в традиционную культуру. Анализ сочинений данного композитора (в частности, «Сто птиц кланяются фениксу»; «Три вариации на тему сливы»; «Цветок Шандандан ярко цветет») в контексте традиций и новаторства выявил позитивную роль творчества композитора в развитии китайской фортепьянной школы. Отмечается, что его сочинения представляют собой слияние китайской традиционной музыки с западными классическими композиторскими техниками. Выявлена значительная роль произведений Ван Цзяньчжуна в развитии музыкального образования благодаря их универсальности, яркому национальному колориту. В своих произведениях композитор использует китайские народные мелодии, бережно их интерпретируя. Ван Цзяньчжун искусно сочетает китайскую пентатонику с равномерно-темперированным строем фортепиано, а также имитирует звучание традиционных инструментов как, например, пиццикато и тремоло гучжэн, техники перебора по струнам пипа и вибрато бамбуковой флейты дизцы. Показано, что данный факт способствует популяризации китайского музыкального фольклора, а также повышает интерес молодого поколения к фортепианному исполнительству. Доказано, что гармоничное сочетание «национального» и «интернационального» в указанных сочинениях способствует активной трансляции китайского фортепианного искусства в мировое музыкальное пространство.
В статье рассматривается роль песен Хуан Цзы (1914-1938) в развитии китайской вокальной музыки. Отмечается, что за свою короткую жизнь композитор создал около 100 произведений в различных жанрах: к ним относятся вокальные произведения, в том числе гимн Национальному флагу Китайской республики, симфонические произведения. Видный композитор и педагог, он является создателем первого общекитайского оркестра, Шанхайского оркестра, а также основателем системы современного музыкального образования в Китае. Целью исследования является обоснование роли песен Хуан Цзы в развитии китайской вокальной музыки. Объект исследования - процесс воздействия песен Хуан Цзын на развитие вокальной музыки Китая. Предмет исследования - вокальное творчество Хуан Цзы в контексте китайского вокального искусства. Проанализированы наиболее известные вокальные произведения Хуан Цзы: «Песня сопротивления врагу» «Точка Цзянлип» «Наньсянцзы» «Цветок - не цветок». Отмечено, что в данных произведениях гармонично сочетается западная традиционная гармония, тональность и другие музыкальные элементы с китайской традиционной музыкальной культурой, что формирует уникальный музыкальный стиль композитора. Выявлено, что этот синтез не только обогатил китайскую вокальную музыку, но и способствовал ее инкорпорации в западноевропейское культурное пространство. Доказано, что благодаря искусной композиционной технике, продуманной творческой концепции, искусной передаче настроения и характерному духу классической китайской культуры эти произведения способствовали развитию китайских художественных песен и постепенно привели их к высокому уровню профессиональной зрелости.