Архив статей журнала

ВИДЫ ПЕНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ВОКАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Авторы: ЮЙ Ясянь, БОРОДОВСКАЯ ЛИЛИЯ ЗЕЛИМХАНОВНА

Цель данного исследования - и дать анализ исторического развития китайской вокальной музыкальной культуры, сосредоточившись на сравнении различий и связей между традиционной и современной вокальной музыкой с точки зрения стиля и техники пения, музыкальной структуры и композиции, тем и культурных коннотаций, а также форм исполнения и сценических представлений. Во-первых, рассматривается происхождение и развитие китайской вокальной музыки, углубленно анализируются особенности традиционной вокальной музыки, включая формы оперной вокальной музыки (например, Пекинская опера и Китайская опера), народные песни и региональные оперы, а также их уникальные техники пения и выражения. В последующем разделе осуществляется обсуждение разнообразия и инноваций в современной китайской вокальной музыке. Анализируется вокальная экспрессия в контексте современных жанров, включая поп-песни и рок-музыку, с акцентом на выявление уникальных черт и тенденций. Затем, в рамках исследования, раскрывается взаимосвязь и взаимодействие между традиционной и современной вокальной музыкой через детальное сравнение сходств и различий в стиле и технике исполнения, музыкальной структуре и композиции, а также в тематике, культурных подтекстах, формах исполнения и сценичном представлении. В заключительном разделе исследования делаются обобщения, формулируются ключевые выводы, а также представляются перспективы и рекомендации для будущих исследований в области вокальной музыки. Особое внимание уделяется значению культурного наследия и инноваций в сфере вокальной музыки в различных временных и пространственных контекстах. Основной целью данного исследования является создание теоретической базы и научной перспективы для более глубокого изучения исторического наследия и современного развития китайской вокальной музыкальной культуры.


Сохранить в закладках
РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ КИТАЙСКОЙ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Авторы: ЧЖАН Цзянци, ЦЫКИНА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

В статье рассматривается роль российской фортепианной школы в развитии китайской пианистической культуры. Отмечено, что российская школа фортепианного искусства возникла в середине XIX века и претерпела значительное развитие как в стилевом, так и в жанровом отношении. В течение длительного периода времени она обрела значительные достижения как в области композиторского творчества, так и исполнительства. Данный факт обусловил значительное влияние пианистической школы России на музыкальное искусство зарубежных стран. В середине XX века значительное развитие получила китайская музыкальная культура, в том числе и фортепианное исполнительство. Появилась целая плеяда пианистов, транслирующих китайскую фортепианную музыку, но, вместе с тем, глубоко подверженных влиянию российской школы фортепиано. В статье рассматриваются особенности российской фортепианной школы, специфика образовательного процесса видных российских педагогов-пианистов (А.Г. Рубинштейна, К.Н. Игумнова (1873-1948), А.Б. Гольденвейзера (1875-1961), Г.Г. Нейгауза (1888-1964), С.Е. Фейнберга (1890-1962) и др.). Цель исследования - рассмотреть особенности развития китайской пианистической культуры в контексте влияния российской фортепианной школы. Объект исследования - процесс интеграции принципов российской фортепианной школы в процесс обучения китайских пианистов. Предмет исследования - российская фортепианная школа в коннотации с китайской музыкальной культурой. Обозначен ряд произведений советских композиторов, служащих примером стратегического развития китайской фортепианной музыки (в частности, сочинений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Доказана значимость методики преподавания фортепиано российских педагогов в развитии китайских пианистов и ее влияние на общее развитие фортепианного искусства в Китае.







Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВАН ЦЗЯНЬЧЖУНА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Авторы: ЧЖАН Цзянци, ЦЫКИНА Юлия Юрьевна

В статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ван Цзяньчжун (1933-2016). Исследовано влияние произведений Ван Цзяньчжуна для фортепиано на развитие китайского фортепианного искусства. Раскрыта позиция произведений данного композитора в китайской музыкальной среде, обозначен их вклад в традиционную культуру. Анализ сочинений данного композитора (в частности, «Сто птиц кланяются фениксу»; «Три вариации на тему сливы»; «Цветок Шандандан ярко цветет») в контексте традиций и новаторства выявил позитивную роль творчества композитора в развитии китайской фортепьянной школы. Отмечается, что его сочинения представляют собой слияние китайской традиционной музыки с западными классическими композиторскими техниками. Выявлена значительная роль произведений Ван Цзяньчжуна в развитии музыкального образования благодаря их универсальности, яркому национальному колориту. В своих произведениях композитор использует китайские народные мелодии, бережно их интерпретируя. Ван Цзяньчжун искусно сочетает китайскую пентатонику с равномерно-темперированным строем фортепиано, а также имитирует звучание традиционных инструментов как, например, пиццикато и тремоло гучжэн, техники перебора по струнам пипа и вибрато бамбуковой флейты дизцы. Показано, что данный факт способствует популяризации китайского музыкального фольклора, а также повышает интерес молодого поколения к фортепианному исполнительству. Доказано, что гармоничное сочетание «национального» и «интернационального» в указанных сочинениях способствует активной трансляции китайского фортепианного искусства в мировое музыкальное пространство.






Сохранить в закладках