ISSN 2313-2302 · EISSN 2408-8900
Язык: ru

ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ

Архив статей журнала

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ МОНОТЕИЗМА К МОНИЗМУ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Авторы: Фролова Евгения Антонова

Исламская цивилизация, с точки зрения эффективности внутренних сил, есть движение борьбы, в котором расплавилось большое количество бинарностей, таких как эмоция и разум, религиозное и светское, дух и тело.

Сохранить в закладках
ОБЗОР ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ВТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА П.К. ГРЕЧКО" (2024)
Выпуск: Т. 28 № 2 (24 ст.) (2024)
Авторы: Полубояринов Андрей Романович, Слепухина Дарья Алексеевна

В Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы
15 марта 2023 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Человек и общество в контексте современности:
Вторые философские чтения памяти профессора П.К. Гречко».

Сохранить в закладках
ЭЛЛИНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ (2024)
Выпуск: Т. 28 № 2 (24 ст.) (2024)
Авторы: Найдыш Вячеслав Михайлович

Данное исследование продолжает серию авторских публикаций об эволюции теологии эллинской религии. Предмет статьи - теология периода становления культуры поздней классики (первая пол. IV в. до н. э.). Показано, что в это время театр (драма, трагедия) перестал быть «опредмеченной теологией», а осмысление эллинской религии становится задачей философского сознания, предметом рациональнопонятийного мышления. Именно в эпоху поздней классики начинается целенаправленное конструирование абстрактно-понятийной модели сакрального мира. Возможность такого конструирования порождена тем, что именно в это время процесс мышления как система взаимодействия операндов (чувственные образы, их фрагменты и сочетания, абстракции, идеализации и пр.) и операций над ними из двухуровневого становится многоуровневым. Появляется возможность заменить реальный объект его абстрактной моделью, изучать закономерности объекта через выявление устойчивых связей между свойствами такой модели. Теология в таких условиях также трансформируется. В ней вызревает потребность в замене мифологической (наглядно-образной) модели сакрального мира абстрактно-понятийной его моделью. Эта глубокая религиозная трансформация завершится рождением мировых монотеистических дезэтнизированных религий - христианства, ислама, а также эллинизацией иудаизма. У истоков такого когнитивного перехода от наглядно-образного к абстрактно-понятийному моделированию сакрального мира стоят Сократ и Платон, последний из которых на основе учения об идеях создает новую форму теологии - «трансцендентальную мифологию». Она нацелена на творческий поиск и логическое обоснование новых базовых принципов (монотеизм, трансцендентность, творческая активность, внутреннее совершенство и др.) и смыслообразов абстрактной модели сакрального мира. Через несколько столетий они станут идейным каркасом теологий христианства и ислама.

Сохранить в закладках
КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ И. КАНТА (2024)
Выпуск: Т. 28 № 2 (24 ст.) (2024)
Авторы: Белов Валерий Константинович, БЕЛОВ В.Н., СЕМЕНОВ В.Е., СОБОЛЕВА М.Е., ВАСИЛЬЕВ В.В., ДМИТРИЕВА Н.А.

В.Н. Белов (ведущий), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН, главный редактор журнала Вестник РУДН. Серия: Философия

Сохранить в закладках