Архив статей

РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (2025)
Выпуск: № 5 (2025)
Авторы: ДЕРЮГИНА Ирина Владимировна

В настоящее время, российская политика «Поворота на Восток» придала новый импульс экономическому сотрудничеству России и Индии практически по всем направлениям. Российско-индийское сотрудничество в сфере сельского хозяйства началось сразу после обретения Индией независимости, первое соглашение об обмене продовольственными товарами между СССР и Индией было заключено 12 июля 1948 г. В историческом контексте выделяются три периода развития российско-индийского (до 1991 г. советско-индийского) сотрудничества в сельском хозяйстве, связанные, во-первых, со сменой этапов экономического роста в аграрной сфере в Индии и в России/СССР, а, во-вторых, с переходом к новой модели организации экономики и внешней торговли в Индии и в России в 1990-х гг. П ервый период продолжался c конца 1940-х гг. до середины 1960-х гг.; второй период – с середины 1960-х гг. до конца 1980-х гг.; третий период стартовал в начале 1990-х гг. Первый этап советско-индийских отношений в аграрной сфере являлся подготовительным, поскольку база для сотрудничества была невелика. В 1970–1980-е гг. наблюдался значительный рост внешней торговли сельскохозяйственными товарами, но в 1986–1991 гг. торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Индией перешло в инерционный режим, основываясь на ранее заключенных контрактах. В работе проанализирована динамика и структура внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами между Индией и Россией за 1992–2023 гг. После замедления в начале 1990-х гг. российско-индийских торговых связей с 2000-х гг. начался подъем, а наибольшая активизация наблюдалась во второй половине 2010-х гг. Изменения, происшедшие в 2022 г. отразились и на внешней торговле в сфере сельского хозяйства, так, с 2015 по 2023 г. экспорт сельскохозяйственных товаров из Индии в Россию возрос почти в два раза.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ БХАКТИ: КОНЦЕПТ «ДВИЖЕНИЕ» И ПРОБЛЕМА КАСТЫ (КАЗУС БЕЗРОДНОЙ СЛУЖАНКИ). Часть 2 (2025)
Выпуск: № 5 (2025)
Авторы: ГЛУШКОВА Ирина Петровна

Особый модус во взаимоотношениях с божеством и многозначный феномен в религиозно-политической жизни Индии, бхакти в последнее столетие трактуется как объединительное «движение» и идеал эгалитарности. Оно наделяется огромной ролью в демократизации страны и превращении разрозненных этносов, состоящих из разнородных социальных групп, в единое общество и единую нацию. Прорастание и укоренение этой концепции базировались на прочтенных под особым углом зрения гимнах поэтов-сантов, возведенных в период их «обнаружения» христианскими миссионерами на пьедестал святости; житийных антологиях, составленных в качестве дидактических образцов для формирования общественных ценностей в их брахманском понимании; историографии вернакулярных литератур, созданной высококастовыми историками и критиками завершающего этапа колониальной эпохи и, наконец, на канонизированых текстах представителей самих религиозных толков.

В маратхиязычном регионе культ бога Виттхала/Витхобы, обеспечившая его преемственность поэтическая традиция варкари (XIII–XVII вв.) и кодификация её главных творцов в антологии «Триумф бхактов» (XVIII в.) к началу XX в. были объявлены духовным фундаментом Махараштры, на котором взросли её самобытность и государственность. Во второй половине XX в. свидетельством смысловых ресурсов бхакти стали процессы его адаптации к новым формам постколониальной действительности, в том числе к реализации с 1990-х гг. «политики Мандала», т. е. практики ранжирования каст в свете «позитивной дискриминации». Выраженная в процентах поддержки «прочих отсталых классов» и «зарегистрированных каст и племен» при предоставлении рабочих мест в государственном аппарате и публичном секторе, эта политика внесла существенный вклад в выравнивание прав «бывших неприкасаемых», но и вызвала обострение кастовых противоречий.

Часть 2 рассматривает посмертный взлет поэтессы Дзана-баи в контексте социально-политических и идеологических сдвигов второй половины XX в., корректируемой её включением в авангард «движения бхакти» и одновременно поиском её кастовых истоков.

Сохранить в закладках