Особый модус во взаимоотношениях с божеством и многозначный феномен в религиозно-политической жизни Индии, бхакти в последнее столетие трактуется как объединительное «движение» и идеал эгалитарности. Оно наделяется огромной ролью в демократизации страны и превращении разрозненных этносов, состоящих из разнородных социальных групп, в единое общество и единую нацию. Прорастание и укоренение этой концепции базировались на прочтенных под особым углом зрения гимнах поэтов-сантов, возведенных в период их «обнаружения» христианскими миссионерами на пьедестал святости; житийных антологиях, составленных в качестве дидактических образцов для формирования общественных ценностей в их брахманском понимании; историографии вернакулярных литератур, созданной высококастовыми историками и критиками завершающего этапа колониальной эпохи и, наконец, на канонизированых текстах представителей самих религиозных толков.
В маратхиязычном регионе культ бога Виттхала/Витхобы, обеспечившая его преемственность поэтическая традиция варкари (XIII–XVII вв.) и кодификация её главных творцов в антологии «Триумф бхактов» (XVIII в.) к началу XX в. были объявлены духовным фундаментом Махараштры, на котором взросли её самобытность и государственность. Во второй половине XX в. свидетельством смысловых ресурсов бхакти стали процессы его адаптации к новым формам постколониальной действительности, в том числе к реализации с 1990-х гг. «политики Мандала», т. е. практики ранжирования каст в свете «позитивной дискриминации». Выраженная в процентах поддержки «прочих отсталых классов» и «зарегистрированных каст и племен» при предоставлении рабочих мест в государственном аппарате и публичном секторе, эта политика внесла существенный вклад в выравнивание прав «бывших неприкасаемых», но и вызвала обострение кастовых противоречий.
Часть 2 рассматривает посмертный взлет поэтессы Дзана-баи в контексте социально-политических и идеологических сдвигов второй половины XX в., корректируемой её включением в авангард «движения бхакти» и одновременно поиском её кастовых истоков.