Цель работы: в предыдущей статье на эту тему мы рассмотрели такие направления цифрового маркетинга в библиотечном обслуживании пользователей: а) поисковая оптимизация (SEO); б) маркетинг вовлечения (еngagement marketing); в) реклама в социальных сетях. В этой статье проанализируем: а) тематическую и поведенческую рекламу; б) ретаргетинг; в) баннерную, текстовую и видеорекламу; г) еmail-маркетинг; д) маркетинг влияния; е) мобильный маркетинг. В исследовании использованы методы: контент-анализ, концептуальное моделирование, сравнительный анализ, проблематизация. Выводы: в связи с тем что в большинстве библиотек использование цифрового маркетинга пока не стало нормой и применяются лишь отдельные его элементы, необходимы системный подход к его применению, структурирование его целей, методов и средств, а также распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками маркетингового направления. Соответственно, на современном этапе формирования цифрового общества важен сравнительный анализ использования отдельными библиотеками описанных нами направлений цифрового маркетинга как важной составляющей фиджитализации библиотечного обслуживания пользователей.
В статье описаны некоторые аспекты работы библиотек по продвижению отечественного книжного наследия. Книжная культура исследуется как особый феномен, который обеспечивает сохранение интеллектуальных и духовных традиций прошлого и обусловливает их адаптацию к системе современных коммуникаций, поскольку книга всегда высоко ценилась у всех народов как памятник духовной и материальной культуры. Представлены перспективные направления инновационных методик продвижения книжного наследия, в том числе с помощью цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных направлений деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры.
Цель статьи – обзор некоторых библиотечных практик по организации работы с книжными памятниками, описание формы и представление перспективных направлений продвижения книжного наследия в отечественных библиотеках, в том числе с применением цифровых технологий, которые в настоящее время относятся к числу приоритетных видов деятельности многих социальных институтов и учреждений культуры. Статья написана на основе материалов, предоставленных Национальной библиотекой Республики Татарстан (НБ РТ). В структуру НБ РТ входит отдел рукописей и редких книг, включающий сектор татарской и восточной литературы с группой сводного каталога татарской книги (1722–1917) и сектор русской и мировой литературы. Этот специализированный отдел осуществляет научную обработку изданий, проводит работы по обеспечению сохранности редких и особо ценных документов, среди которых рукописные и старопечатные татарские и восточные книги на арабском шрифте, древнерусские книги, издания национальной и краеведческой литературы.
В целях продвижения уникального книжного наследия отдел рукописей и редких книг формирует специальные коллекции рукописей, редких книг, периодических изданий, альбомов и других письменных и печатных документов, проводит научные исследования в области истории национальной книги, осуществляет научно-методическую и издательскую деятельность.
Цель статьи – представить опыт работы отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета по выбору платформы для виртуальных выставок и их созданию. Дан обзор ранее созданных при участии сотрудников отдела виртуальных выставок и обозначен рабочий алгоритм их подготовки. Выбранный сотрудниками библиотеки инструментарий (конструктор сайтов Tilda) и формат лонгрида дает возможность создавать электронный ресурс, имеющий в основе текстовое повествование (биография, нарратив о событии и т. п.), с включенными в него визуальными материалами, медиа, справочной информацией, ссылками на дополнительные источники. Все это позволяет авторам виртуальных выставок подробно рассказать об актуализируемом предмете, а также о различных оцифрованных или цифровых ресурсах, размещенных в Электронной библиотеке Томского государственного университета или на платформе «PRO Сибирь».
С развитием цифровизации появляются новые сервисы, позволяющие привлекать пользователей в библиотеки, персонализировать обслуживание, автоматизировать процессы для комфортного предоставления услуг и т. д. В условиях трансформации библиотекам приходится адаптироваться под новые реалии, но при этом с каждым днем появляются новые возможности совершенствования их работы в digital-пространстве. Во многих библиотеках сегодня отсутствует четкая стратегия работы в виртуальном пространстве и не исследуется обратная связь от потребителей. В эпоху развития цифровых технологий необходимо внедрять программные и сервисные инструменты, которые позволяют позиционировать библиотеку как современное комфортное пространство для удовлетворения информационных потребностей общества. Одним из таких прорывных инструментов может стать размещение на сайте библиотек интерактивной системы Taplink, разработанной с учетом реальных возможностей библиотек, специалистов, потребностей пользователей и направленной на комфортный доступ к ресурсам библиотеки и активизацию потребителей.
Цель статьи – представить результаты исследования нового цифрового феномена Taplink, а также разработки и внедрения результатов пилотного проекта Республиканской юношеской библиотеки Татарстана для оценки эффективности использования этой цифровой платформы в ее деятельности, анализа взаимодействия библиотеки и потребителей на этой платформе, изучения статистики посещения и функционирования интерактивной системы. Предложенный проект является уникальным, поскольку не имеет аналогов в библиотеках Российской Федерации, а сама тематика Taplink представлена только в публикациях бизнес-сообщества и не освещается в научных публикациях библиотечной отрасли. Результаты исследования могут оказать существенное содействие в развитии комфортного цифрового пространства библиотек.
Библиотека стремится сохранять свидетельства прошлого, создавая, классифицируя и систематизируя, в том числе, и цифровые копии культурно-исторических объектов. Цель статьи – представить модель цифрового архива отсканированных документов, организованного Гомельской областной универсальной библиотекой. Архив электронных образов документов предлагается создавать в соответствии с концепцией государственного архивного учреждения, а цифровые копии документов – музеефицировать, причем дескрипция такого документа должна содержать символы, указывающие на его цифровую природу. Предложенная модель цифрового архива может стать инструментом учета и хранения документов; поисковой системой, ориентированной на удовлетворение информационных запросов специалистов; возможной моделью платформы для создания регионального репозитория историко-культурного наследия.
В 2019 году крупнейшая региональная книжница Гомельщины стала обладателем уникального архива И. Ф. и В. С. Бурлака. Подаренные материалы сканировались. Исключительно в электронной форме было передано свыше 50 % экспонатов. Поэтому возникла необходимость в создании Цифрового архива, при организации которого автором данной статьи было принято решение опираться на практику государственного архивного учреждения.
Документы в электронном виде, принадлежащие музейным, архивным фондам, предлагается музеефицировать для дифференциации бумажного оригинала и его цифровой копии и более точной идентификация электронного образа документа. Для этого при дескрипции документа в электронном виде используются элементы, которые указывают на его цифровую природу.
Цифровой архив становится инструментом учёта, хранения, использования, оптимальной поисковой системой, платформой для создания регионального репозитария. Следовательно, практика документоведения, архивного и музейного дела в отношении документов в электронном виде будет способствовать как синтезу библиотечной, архивной, музейной деятельности, так и интеграции библиотеки с сервисными IT-компаниями, что расширит возможности библиотеки
Представлена рецензия на книгу Смолиной Е. В. Библиотеки в электронной среде. Работа с целевыми группами пользователей: отечественный и зарубежный опыт. Санкт-Петербург, 2025.
Цель статьи – представить разработанную модель навигатора как единую точку доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска.
В статье обоснована актуальность единого информационно-образовательного пространства крупного промышленного города. Этой цели служит инициированный Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ) проект разработки навигатора – системы доступа к подписным электронным информационным ресурсам и ресурсам собственной генерации научных библиотек города. Создание единой точки доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска позволит учреждениям оптимизировать затраты на приобретение и хранение информационных ресурсов, а также эффективно координировать деятельность библиотек по работе с электронными ресурсами и их использованию читателями.