Архив статей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Авторы: Дмитриева Елена Николаевна, Лазарева Анна Сергеевна, Жигалев Борис Андреевич

Статья посвящена исследованию лингвистической безопасности как феномена современного языкового образования взрослых. Рассматриваются теоретико-методологические основания формирования лингвистической безопасности обучающихся, подчеркивается ее междисциплинарная природа, построенная на положениях лингводидактики, социолингвистики и теории межкультурной коммуникации. Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих формированию состояния лингвистической безопасности у взрослых обучающихся, что позволяет обеспечить эффективность освоения иностранного языка. Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа, синтеза и интерпретации научной литературы, а также систематизация подходов к обеспечению лингвистической безопасности. В статье подробно рассматриваются четыре основополагающих фундаментальных педагогических условия: плюрилингвизм, индивидуальное сопровождение, аксиологический подход и дифференцированное обучение. Каждое из них раскрывается с позиции его вклада в снижение речевой тревожности, поддержку языковой идентичности, формирование уважительного отношения к языковому и культурному разнообразию, а также усиление субъектной позиции обучающегося - актуальные проявления лингвистической безопасности. Особое внимание уделяется условиям функционирования лингвистической безопасности в корпоративной и мультикультурной образовательной среде, в которой обучающиеся сталкиваются с необходимостью коммуникации на нескольких языках. Отмечается, что плюрилингвизм нормализует практику многоязычия и формирует метаязыковое сознание. Индивидуальное сопровождение обеспечивается через диагностику, выбор содержания и форм обучения, построение образовательной траектории и сопровождение обучающегося на всех этапах. Аксиологический подход придает обучению личностный смысл, способствует осмыслению процессов овладения иностранным языком как ценности, связанной с безопасностью личности. Дифференцированное обучение позволяет учитывать различия в уровне подготовки, опыте, потребностях и культурно-национальных особенностях обучающихся. В результате обобщения предложена система педагогических условий, направленных на формирование лингвистической безопасности, и представлены способы их реализации. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятийного аппарата и педагогических механизмов формирования лингвистической безопасности, практическая - в возможности применения результатов при проектировании курсов дополнительного образования для взрослых в условиях плюрилингвального и мультикультурного взаимодействия.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РУСЛЕ СМЫСЛОВОЙ ПАРАДИГМЫ (2025)
Выпуск: № 3 (71) (2025)
Авторы: Дмитриева Елена Николаевна, Макшанцева Наталия Вениаминовна, ВАЛЕРИ Марта

Рассматриваются педагогические условия профессиональной подготовки учителя иностранного языка, в основе проектирования которых лежат научные представления о смысловой парадигме. Обозначение «смысловая парадигма» указывает на приоритетность формирования профессионально-личностных смыслов у студентов в процессе профессиональной подготовки. Актуальность проблемы исследования педагогических условий модернизации профессиональной подготовки учителя в русле смысловой парадигмы диктуется сменой акцента в целевых приоритетах профессиональной подготовки. Выполнение учителем сложных профессиональных задач своей деятельности невозможно вне актуализации его профессионально-личностных смыслов, что определяет задачу педагогического обеспечения их становления уже на этапе подготовки в вузе. Цель статьи: на основе анализа научной литературы и обобщения опыта профессиональной деятельности в сфере подготовки учителя иностранного языка уточить значение смысловой парадигмы как эвристической основы для обновления образовательной практики в вузе и предложить педагогические условия профессиональной подготовки, отвечающие ее сущности и учитывающие современные требования к профессиональной личности учителя. Новизна исследования связана с концептуализацией смысловой парадигмы как продуктивного методологического инструмента познания и преобразования процесса профессиональной подготовки учителя, как детерминирующей основы его модернизации; а также видится в определении комплекса педагогических условий, побуждающих действие внутренних механизмов профессионально-личностного смыслообразования. Педагогические условия раскрываются в статье как многозначное явление, объединяющее внешние (содержание, педагогические меры, методы, средства и т. п.) и внутренние (психологические, личностные) факторы, определяющие формирование у студентов профессионально-личностных смыслов. В совокупности они определяют преобразование процесса профессиональной подготовки в русле смысловой парадигмы для обеспечения эффективного становления профессиональной личности учителя иностранного языка. С точки зрения функционального назначения педагогические условия определяются как сложный, системно организованный инструментально-методологический механизм модернизации профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе. Эта система включает три группы условий: научно-педагогические, организационно-педагогические, образовательно-педагогические. Научно-педагогические условия представлены трансдисциплинарным и иформационно-смысловым подходами, предполагающими формирование профессиональных концептов в сознании студентов и организацию педагогического общения в процессе формирования профессиональных знаний. Организационно-педагогические условия обеспечивают деятельностно-практический характер овладения профессиональными навыками. Образовательно-педагогические условия предполагают реализацию герменевтических методов обучения для формирования профессионально-личностных смыслов при овладении профессионально значимой информацией. В статье приведены наиболее существенные характеристики всех групп условий. Выполненное исследование позволяет сделать заключение, что профессиональная подготовка в вузе представляет собой не только активизацию изолированных когнитивных функций и способностей студента, но, по сути, органическую часть его сознательной жизнедеятельности, являясь смыслообразующим фактором в процессе становления его профессиональной личности.

Сохранить в закладках