Архив статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ГОНЧАРОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ЗЕЛЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к вузовской среде и её связь с психоэмоциональным состоянием студентов, что обусловливается недостаточной изученностью взаимосвязей между личностными характеристиками, эмоциональным состоянием и агрессивностью студентов в контексте их адаптации. Особое внимание уделяется изучению компонентов агрессивности как факторов, влияющих на степень адаптированности студентов. Цель исследования - выявление психофизиологических коррелятов агрессивности у студентов-первокурсников в период адаптации к условиям обучения в вузе.

Выдвигаемыми для исследования гипотезами являются:
- высокие показатели тревожности, фрустрации и невротизма положительно коррелируют с уровнями агрессивности;
- низкие показатели самочувствия, активности и настроения связаны с повышенной агрессивностью.

Научная новизна состоит в комплексном анализе взаимосвязей между агрессивностью и личностными/эмоциональными характеристиками студентов в период адаптации к условиям вузовского обучения.

В исследовании принимали участие 100 студентов-первокурсников. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: опросник агрессивности Басса-Дарки, тест Айзенка «Самооценка психических состояний», опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).

Статистическая обработка результатов методом корреляционного анализа Пирсона и проверка нормальности распределения проводились в среде SPSS Statistics-27.

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие психологические корреляты: уровень агрессивности студентов в период адаптации к условиям обучения в вузе положительно коррелирует с показателями тревожности, фрустрации и невротизма; повышенная агрессивность связана с низкими показателями самочувствия, активности и настроения.

Сохранить в закладках