Архив статей

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БУДДИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА

В настоящее время наблюдается кризис этических ценностей, который затрагивает все сферы общества. В таких условиях нужно обращаться к исследованиям основ фундаментальных этических ценностей. Целью данной статьи является выявление основных аспектов буддийской социальной этики и их влияние на современное общество. Автор выделяет три основных источника социальной этики буддизма: философские принципы, основанные на ненасилии, доброте и сострадании, а также взаимосвязь всего живого в этом мире. Так, принцип ахимсы (ненасилия) - это один из центральных этических принципов буддизма, лежащий в основе его социальной философии. Доброта и сострадание в этике буддизма играют также важную роль, формируя основу нравственного поведения и взаимодействия между людьми. Принцип взаимозависимого возникновения пронизывает буддийскую этику и формирует основу социальной ответственности, поскольку человек не может существовать изолированно от общества и природы. Автор приходит к выводу, что буддийская этика предлагает проверенные временем инструменты и подходы для построения более справедливого и сострадательного общества, для решения глобальных экологических проблем и мудрой навигации в быстро меняющемся мире.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАБОТАХ УЛЬРИХА БЕКА И ЗИГМУНТА БАУМАНА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: РАНДАЛОВА ОЮНА ЮРЬЕВНА, ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА

В статье рассматриваются социальные проблемы индивидуализации и индивидуализированного общества, раскрытые в теориях английского социолога и философа Зигмунта Баумана и немецкого социолога Ульриха Бека. Индивидуализация стала рассматриваться как важный конструкт, характеризующий общество «второго модерна», как один из специфицирующих маркеров происходящих изменений. Ключевой момент социальной трансформации заключается во все большем отдалении людей, индивидов от социальных институтов, «частного от общего». Это можно увидеть в уменьшении значения классовых, религиозных, семейных и гендерных ролей. Происходит «эрозия» традиционных коллективных категорий. Важной особенностью процессов индивидуализации является требование активного участия индивидуума в своей судьбе. Человек вынужден под влиянием внешних сил постоянно делать выбор и нести исключительно индивидуальную ответственность за свою судьбу в отличие от прежней эпохи. На примере темы трудовой занятости в статье речь идет о проблеме прекаризации и прекариата, в том числе в России. В статье затронуты и такие социальные следствия процесса индивидуализации, как трансформация семейных и межличностных отношений.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ БУДДИЗМЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЖАПОВА НАТАЛЬЯ АМОГАЛАНОВНА

Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.

Сохранить в закладках