Статья посвящена современным проблемам просветительской деятельности в России, специфике распространения научно-популярного аудиовизуального контента. Авторы отмечают растущий интерес аудитории новых медиа к научно-популярному аудиовизуальному контенту, связывая его с повышением качества контента, его профессионализацией. Эмпирической базой исследования выступил научнопопулярный аудиовизуальный контент, представленный на ресурсах Российского общества «Знание», а также материалы канала «Файб» на платформе Youtube и «Это Файб» в Телеграм. Анализ теоретических источников и эмпирического материала позволяет говорить о том, что аудиовизуальный контент занимает доминирующую роль в популяризации научного знания в новых медиа по причине соответствия специфике современного медиапотребления. Проведенный анализ позволяет говорить о развлекательной направленности научно-популярного контента: его авторы придерживаются принципа «популяризация через развлечение», используют доступные формы подачи, предлагают короткие форматы (ВК-клипы, Shorts), научно-популярный аудиовизуальный контент характеризуется доступностью для аудитории. Доверие аудитории к предлагаемому научно-популярному контенту подтверждается статусом автора, его принадлежностью к академическому сообществу. Авторы исследования отмечают низкую активность вузов как акторов просветительской работы по производству научно-популярного аудиовизуального контента.
Статья посвящена исследованию особенностей использования аудиовизуального сторителлинга в научно-популярных медиапроектах, размещённых на YouTube-каналах «НаукаPRO» и «Креативные индустрии Урала». Анализ охватывает структуру повествования, роль рассказчика, использование мультимедийного контента и эмоциональное воздействие на аудиторию. Основной акцент сделан на археологических материалах, что обусловлено их относительно низкой популярностью среди широкой аудитории. На основе сопоставления повествовательных стратегий с метриками вовлечённости (соотношение лайков к просмотрам, количество комментариев) показано, что наиболее высокая вовлечённость достигается при сочетании эмоциональной подачи лектора, провокационного катализатора в заголовке и качественной визуализации. Выявлены различия в подходах к подаче материала: «НаукаPRO» делает упор на массовую аудиторию и минималистичное оформление, тогда как «Креативные индустрии Урала» активно используют студийный интерьер, интерактивные визуальные элементы и региональную тематику. Работа демонстрирует потенциал сторителлинга как инструмента не только передачи знаний, но и формирования устойчивого интереса к науке через современные медиаформаты.