Современная мировая экономика переживает процесс трансформации, связанный с ослаблением глобализационных тенденций и переходом к многополярной архитектуре. Усиление политических и экономических противоречий стимулирует формирование региональных союзов и геоэкономических блоков, что сопровождается изменением роли международной торговли, транспортной логистики и макроэкономической политики. В этих условиях ключевым фактором становится международное ценообразование, которое выходит за рамки сугубо экономической категории и превращается в инструмент стратегического влияния, защиты национальных интересов и формирования новых центров силы. В данной статье рассматриваются механизмы воздействия цен на энергоресурсы и транспортные услуги на мировую экономическую конъюнктуру. Особое внимание уделено роли ОПЕК+ как института, регулирующего предложение нефти и влияющего на динамику мировых цен, а также способности организации формировать новые ценовые ориентиры для глобального рынка энергоресурсов. Анализируется влияние геополитической нестабильности в стратегически важных транспортных узлах — Суэцком канале и Ормузском проливе — на рост стоимости перевозок, перераспределение торговых потоков и формирование альтернативных логистических маршрутов. Отдельный акцент сделан на валютных аспектах многополярности. В статье исследуются процессы дедолларизации, расширение роли юаня и других резервных валют, а также динамика структуры международных резервов. Показано, что санкционное давление, колебания цен на энергоресурсы и рост региональных финансовых блоков усиливают стремление государств к диверсификации расчетов и переходу к мультивалютной системе. В работе рассматриваются перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в формировании общего финансового рынка, выявляются институциональные барьеры и неравномерность интеграционных процессов, препятствующие реализации потенциала Союза. В результате проведенного анализа делается вывод, что формирование многополярной финансовой архитектуры определяется эволюцией международного ценообразования, валютным разнообразием и развитием региональных интеграционных проектов, создавая основу для адаптации мировой экономики к новым геоэкономическим условиям и обеспечивая повышение ее устойчивости в условиях глобальной нестабильности.
Современная мировая экономика переживает фундаментальную смену парадигмы: от либерального международного порядка, возглавляемого США, к многополярному порядку, характеризующемуся конкурирующими друг с другом геоэкономическими блоками. Этот сдвиг создает для развивающихся экономик как беспрецедентные возможности, так и системные риски для поиска устойчивых путей роста. В данной статье рассматривается роль БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) как основного институционального механизма для создания альтернативных геоэкономических структур, укрепляющих финансовую безопасность в поддержку устойчивого развития. Используя сочетание междисциплинарного анализа, основанного на историческом контексте, теоретических подходов, заимствованных из международной политической экономии, и анализа современной политики, мы выделяем три основных вопроса, стоящих перед многополярными экономиками: (1) использование финансового оружия и зависимость от доллара, (2) фрагментация глобального управления и (3) асимметричная уязвимость к внешним шокам. Мы предлагаем комплексную политическую концепцию, основанную на трёх столпах: финансовый суверенитет, устойчивые торговые сети и укрепление многосторонних институтов. Общие выводы свидетельствуют о том, что пассивное участие (или интеграция) в существующие системы, ориентированные на Запад, больше не представляется возможным для развивающихся экономик. Устойчивое развитие требует активных стратегий геоэкономической политики, использующих рамки БРИКС+ для диверсификации валют, создания альтернативных механизмов финансирования и разработки скоординированных мер политики. В статье предлагается набор практических мер для политиков в развивающихся многополярных экономиках, а также подчеркивается необходимость стратегической автономии без полного отделения от мирового рынка.